Смотреть Жди меня (1943)
Главная
Следствие вели с... Леонидом Каневским
Криминальная Россия
Следствие ведут знатоки
Выступления Михаила Задорнова

Перейти на мобильную версию сайта





Одноклассники!

Смотреть Жди меня (1943)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения. Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.

Жди меня
Zhdi menya poster.jpg
Жанр

мелодрама

Режиссёр

Борис Иванов
Александр Столпер

Автор
сценария

Константин Симонов
Александр Столпер

В главных
ролях

Борис Блинов
Валентина Серова
Лев Свердлин
Михаил Незванов

Оператор

Самуил Рубашкин

Композитор

Николай Крюков

Кинокомпания

Киностудия «ЦОКС
(Алма — Ата)»

Длительность

88 минут

Страна

СССРFlag of the Soviet Union (1923-1955).svg СССР

Язык

русский

Год

1943

«Жди меня» — советский художественный фильм-мелодрама режиссёра Александра Столпера, снятая по мотивам произведений Константина Симонова на Центральной Объединённой киностудии художественных фильмов во время Великой Отечественной войны.

Сюжет

Фильм рассказывает о фронтовой дружбе и любви.

Три друга: журналист Миша Вайнштейн и два пилота, Николай Ермолов и Андрей Панов, пообещали друг другу встретиться после войны.

Во время одного из разведвылетов самолёт был сбит фашистами и оба друга-лётчика укрылись в заброшенной избушке, где решили обороняться до последнего. Но командир отдал приказ Вайнштейну доставить разведданные за линию фронта, и он с одним пистолетом пробрался к своим. Из оставшихся в избушке уцелел только Ермолов, который пробрался к партизанам и стал командиром одного из отрядов. В это время все, в том числе и его друзья, считали Николая погибшим. Не хотела в это верить только его жена — Лиза.

Вайнштейн был направлен в тыл врага, чтобы взять интервью у удачливого партизанского командира, в котором он неожиданно для себя узнаёт своего друга. Пользуясь случаем, партизан посылает весточку жене. Но самолёт, в котором летел Михаил Вайнштейн, был сбит — корреспондент погибает. Письмо так и не доходит до своего адресата.

В ходе войны погибают Вайнштейн и Панов. Но когда Ермолов возвращается домой, то встречает свою жену, которая, несмотря ни на что, ждала его всё это время.

В ролях

  • Борис Блинов — Николай Ермолов
  • Валентина Серова — Лиза Ермолова
  • Лев Свердлин — Михаил Вайнштейн
  • Михаил Названов — Андрей Панов
  • Нина Зорская — Соня
  • Павел ГерагаФедор Левыкин
  • Елена Тяпкина — Мария Игнатьевна
  • Антон Мартынов — Пётр Семёнович
  • Елена Сипавина — Паша
  • Андрей Апсолон — стрелок-радист

В эпизодах

  • Марк Бернес
  • Людмила Глазова
  • Лаврентий Масоха
  • Вера Шершнёва
  • Анатолий Алексеев
  • В. Журавлёва

Съёмочная группа

  • Сценарий — Константин Симонов, Александр Столпер (в титрах не указан)
  • Постановка — Александр Столпер, Борис Иванов
  • Режиссёр — Иосиф Шапиро
  • Оператор — Самуил Рубашкин
  • Художники — Артур Бергер, Владимир Камский (в титрах не указан)
  • Композиторы — Николай Крюков, Юрий Бирюков (в титрах не указан)
  • Звукооператор — С. Ключевский
  • Монтажёр — Евгения Абдиркина
  • Текст песен — Константин Симонов, Андрей Апсолон
  • Музыка песен — Николай Крюков, Юрий Бирюков
  • Комбинированные съёмки:
    • Оператор — В. Горбаев
    • Художник — Михаил Головатинский
  • Директор картины — Николай Слиозберг
  • Военнный консультант - Семён Брюмер
  • Художественный руководитель студии — Фридрих Эрмлер

Интересные факты

  • Миша Вайнштейн также фигурирует в первой части трилогии Константина Симонова "Живые и мёртвые" и погибает в июле 1941 года под Чаусами (Могилёвская область), не сумев выбраться из немецкого окружения. Будучи смертельно раненым, он успевает уничтожить отснятые фотоматериалы и письма, которые вёз в Москву.
  • Борис Блинов играл в этом фильме будучи смертельно больным и умер через несколько дней после премьеры картины.
  • В 2000 году отреставрированный фильм участвовал в ретроспективе советского кино кинофестиваля в Локарно.

Если бы в нашей стране занимались «производством» «звезд», как это делали в старые времена в Голливуде, если бы не было «железного занавеса», — Валентину Серову знал бы весь мир, как западных знаменитостей. Красавица, талантливая актриса — и на театральной сцене, и в кино — она была рождена покорять. У нее было одно очень существенное отличие от всех прославленных советских актрис — она была естественна. И на экране, и в жизни. В каждом своем поступке, в каждой роли.

Серова была дочерью Клавдии Михайловны Половиковой — талантливой актрисы, игравшей в театре имени Маяковского. […]

Настоящая дочь своей матери, она с детства была обречена играть. Репетировать она начала с восьми лет, а в девять впервые вышла на сцену — это было в Студии Малого театра на Сретенке в спектакле «Настанет время» Ромена Роллана. Героиню, вдову бурского генерала Дебору де Вит, играла Половикова, а ее сына Давида — маленькая Валя.

Театр был ее жизнью с самых ранних лет. Валентина Половикова не получила хорошего образования, в школе училась не Бог весть как — она до конца жизни писала с ошибками, но была очень любознательна. Она хотела стать артисткой: в четырнадцать лет пришла в театральную школу, а после первого курса пошла работать в ТРАМ — Театр рабочей молодежи. Здесь она сыграла — с заметным успехом — Любовь Гордеевну в «Бедность не порок» Островского. Художественным руководителем ТРАМа был Илья Судаков. Он очень ценил Валентину Половикову, она много играла. В эти годы она впервые вышла замуж — привела в дом матери своего партнера по спектаклю Валентина Полякова. […] Брак длился очень недолго.

[…] Она любила петь, играть, она любила театр. Хотя в этот период она вела шумную, безалаберную жизнь.

И вот 3 мая 1938 года на вечеринке у Героя Советского Союза Анатолия Ляпидевского она познакомилась с Анатолием Серовым. […] Валентина Половикова вышла замуж за Анатолия Серова — и на всю жизнь сохранила его фамилию. Ей был двадцать один год. А вокруг ее имени уже начинала клубиться легенда — тогда она познала, что такое молва. […] Она долго помнила тот день, когда он ушел на свое последнее задание — вместе со знаменитой летчицей Полиной Осипенко. В тот день у нее была премьера. Играли пьесу Максима Горького «Зыковы». […] Зал смотрел на нее с ужасом: по радио уже сообщили, что на испытаниях погибли Полина Осипенко и Анатолий Серов, а она, превозмогая отчаяние, вышла на сцену, чтобы не срывать премьеру. Был 1939 год.

[…] Сталин отыгрывал свой образ сердечного и внимательного к бедам людей вождя. Фотографии Валентины Серовой тогда постоянно печатались в газетах. Толпы простаивали на фильм «Девушка с характером», где она снялась в главной роли.

Серова в кино — это «социальный типаж», в ее лице, повадке, облике было то, что мечтал увидеть зритель. Она создала новый социальный тип молодой, очаровательной, влекущей к себе задорной советской девушки. […]

Тогда на кинематографическом небосклоне царили Любовь Орлова и Марина Ладынина. Серова по праву встала рядом с ними. Но ее героини, в отличие от героинь Орловой и Ладыниной, могли быть не только мечтой — они приходили из реальной жизни. Что бы она не играла, она привносила в свои роли волнующую и человеческую тему преодоления — помимо комедийности, на которую в те годы, как и всегда, впрочем, был повышенный спрос.

Обладала новая звезда и еще одним немаловажным свойством: она была талантливой театральной актрисой. В 1938 году ТРАМ, где начинала Серова, был преобразован в Театр имени Ленинского комсомола, им стал руководить Иван Николаевич Берсенев.

В 1939 году в Ленкоме Серафима Бирман поставила пьесу Горького «Зыковы», где сама Бирман сыграла Софью, Антипу — Борис Оленин, а роль Павлы замечательно исполнила Валентина Серова. […] Как она потом вспоминала, ей ужасно мешало, что на каждом спектакле «Зыковых» в первом ряду сидел какой-то молодой человек с цветами и буквально прожигал ее взглядом. […]

Это был начинавший тогда входить в моду поэт Константин Симонов. […] Зимой 1941 года на страницах «Правды» было опубликовано тут же ставшее знаменитым стихотворение «Жди меня» с посвящением — «В. С.» А в 1942 году вышел в свет сборник стихов Симонова «С тобой и без тебя» с посвящением — «Валентине Васильевне Серовой». […]

В годы войны театр был эвакуирован в Фергану. Там Серова почти ежедневно получала от Константина Симонова письма. […] Но Серова всю жизнь была во власти собственных эмоций, и поделать с этим ничего не могла.

Театр вернулся из эвакуации только в апреле 1943 года. В том же году Серова согласилась стать женой Симонова. […] Она много с ним ездила — была, например, в 1946 году в Париже, когда Симонов проводил там кампанию по возвращению на Родину эмигрантов. Кампания не очень честная: те, кто возвращались, очень часто попадали в лагеря. В Париже она встречалась с Иваном Буниным, Тэффи (Надеждой Лохвицкой), Борисом Зайцевым… […] Она снималась в кино. «Сердца четырех» — незамысловатая комедия о забавной любовной путанице, где с Серовой снимались Людмила Целиковская, Евгений Самойлов и Павел Шпрингфельд, до сих пор смотрится с большим удовольствием. Фильм «Жди меня» по кинематографическим стандартам вышел неудачным, но он с огромной художественной правдой выразил свое время, и зрители и тогда, и сейчас проявляют немалый интерес к этой картине. В 1946 году Серова снялась в фильме «Композитор Глинка» в роли жены Глинки. В роли Пушкина там снялся кумир 30-х и 40-х годов — Петр Алейников. Фильм был неудачным, но Серова получила за эту роль звание лауреата Сталинской премии.

И на театральной сцене Серова в те годы создает свои лучшие образы. Симонов специально для нее пишет пьесы — «Под каштанами Праги», «Так и будет», «Русский вопрос», который шел в пяти московских театрах, «Русские люди»… И в каждой пьесе Серова с блеском исполняет главные роли. Она была в моде — элегантная, зажигательная, Женщина в высоком смысле этого слова.

Она много выступает с концертами. […]

После войны в стране началась кампания по борьбе с космополитизмом — это была форма уничтожения интеллигенции с антисемитской подоплекой. Симонов принимал в этой кампании активное участие, […]. А Серова этого не одобряла, она очень мучилась из-за этого, ей было стыдно приходить в театр. […]

В 1949 году Серова ушла из Театра имени Ленинского комсомола, где она прослужила четырнадцать лет. […]

Пройдет еще восемь […] Серова сыграет немало ролей в Театре им. Моссовета, снимется в фильме «Бессмертный гарнизон» по сценарию Симонова. Фильм снимал Александр Столпер, обожавший Симонова и переживающий всю его личную драму. Серову Александр Борисович возненавидел, он считал, что она мешает съемкам, приезжая на съемочную площадку в ненормальном состоянии, но когда фильм был снят, признался, что Серова очень хороша. «Актриса она талантливая, тут ничего не скажешь» — признавался он. […]

Симонов […] содействовал тому, что ее зачислили в Малый театр, который был ей чужд. Ее приняли там очень холодно […]… Она сыграла в Малом театре единственную роль — Коринкиной в «Без вины виноватые». Серова не любила ни эту роль, ни этот спектакль. […]

Завидовали ей все и всегда, даже мать — Клавдия Половикова. Талантливая актриса, но очень недобрый человек, которая плохо относилась к дочери и ревновала к ее успеху.

Серова поступила в Театр им. Моссовета, где проработала девять лет. За все это время она получила лишь одну стоящую роль — Лидию в пьесе «Сомов и другие». Она играла в очередь с Любовью Орловой, и своей игрой вызывала восхищение и публики, и критики, и коллег по театру.

[…] В 1957 году они с Симоновым расстались.

[…] Она осталась одна. У нее забрали дочь […].

Серова рано постарела. […] Из-за пьянства ее уволили из Театра им. Моссовета. Она ненадолго вернулась в Ленком, где играла какую-то чепуху. Ее уволили по сокращению штатов. Потом ненадолго был Ногинский театр, и в конце — Театр киноактера. […] Последние годы ее жизни ничем не напоминали о том, что когда-то эта всеми брошенная женщина принадлежала к элите. […] Числясь в Театре киноактера, каждое утро она звонила диспетчеру и спрашивала, есть ли для нее работа. И каждое утро получала ответ: «Нет, Валечка, для вас работы нет». Ее дочь вспоминала, что в те годы Серова была ожесточенной, совершенно потерянной, загнанной в угол. […]

Она умерла в декабре 1975 года. Умерла одна, в пустой квартире, сутки пролежала на полу. Ей было 57 лет. Ни некрологов, ни статей в газетах не последовало — лишь коротенькое извещение в газете «Вечерняя Москва». […]

Но Серова остается в памяти — потому что второй такой у нас нет, — романтической женщины, умеющей дарить людям счастье, и актрисы, не умевшей терять…

ВУЛЬФ В. Валентина Серова. Потерянная судьба // L'Officiel. Русское издание. 2002. № 34.