Смотреть Шинель (1926)
Главная
Следствие вели с... Леонидом Каневским
Криминальная Россия
Следствие ведут знатоки
Выступления Михаила Задорнова

Перейти на мобильную версию сайта





Одноклассники!

Смотреть Шинель (1926)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Режиссеры: Григорий Козинцев, Леонид Трауберг
Сценарист: Юрий Тынянов
Операторы: Евгений Михайлов, Андрей Москвин
Художник: Евгений Еней
Страна: СССР
Производство: Ленинградкино
Год: 1926
Премьера: 10 мая 1926
Актеры: Андрей Костричкин, Антонина Еремеева, Алексей Каплер, Эмиль Галь, Сергей Герасимов, Олег Жаков, Янина Жеймо, Владимир Лепко, Павел Березин, Татьяна Вентцель, Сергей Мартинсон
Жанр: драма, исторический фильм, экранизация

По мотивам повестей Николая Васильевича Гоголя "Шинель" и "Невский проспект".
В одной из петербургских контор работает Акакий Акакиевич Башмачкин - "чиновник не то, чтобы очень замечательный". Проходят годы бесплодного, скучного труда. Однажды он замечает, что шинель его пришла в негодность…
Фильм сохранился без 5-й част

У Костричкина-Акакия глаза - оловянные пу­говички, жесты - дергающейся марионетки, на спине - горбик, нажитый за переписыванием бумаг в канцелярии, по долгим коридорам которой он мерно движется действительно "на полусогнутых" ножках - все ожидая, что сама пустота вот-вот сгустится перед ним в грозного начальника. Заводная обезьянка! Кто же"брата", раскрывая сентиментальные объятия? Он - не мал, он - мелок. Свою "Шинель" ФЭКСы поставили в 1926-м, немало эпатировав публику "надругательством над классикой". Конечно, юных авангардистов раздражал суетливый Иван Москвин в слезливых переделках русской прозы - но импульсом была не только эстетическая полемика: в души вползала неясная тревога. Отгремела Октябрьская революция, вроде бы смывшая режим, угнетавший маленького человека, и... с чем же он остался? Да - с самим собой. Зачем ему перемены? Обрядившись в долгожданную шинель, он гордо вытягивает из воротника змеиную головку, норовя уподобиться окружившим его самодовольным чиновникам: мелкий человек и в грезах может лишь копировать вышестоящую власть - своих угнетателей. Андрей Костричкин изобразил природу рабства, не изменяемого никакими потрясениями. Оно отбросило тень на годы вперед, въелось нам в гены - потому мы не любим вспоминать его Акакия Акакиевича. Но именно потому - и нужно вспомнить подпрыгивающую походку человеконасекомого, пригрезившегося однажды пылким оптимистам двадцатых.

Олег КОВАЛОВ. ["Шинель"] // Сеанс. 1993. №8

О фильме «Шинель»

[...] «Шинель». Здесь — все позади: брожение умов, крики «К оружию!», допросы и виселицы. Черная ночь — над страной, спящей и тяжело всхлипывающей во сне. То — беспокойный сон после поражения, где, как у больного горячкой, противоестественно и мучительно сочетаются не переваренные сознанием детали ранящей яви.

Гоголевского Пискарева в грезе зовут на бал. Бал здесь — облако, сладкая дымка. И у ФЭКСов Акакий — в ситуации Золушки. Лошади храпят у дверей лачуги. Серебрится в ночи призрачная карета. Но бал, куда попадает Акакий, скользнув в ней по горбатому мостику, странен — помещение тесно, как канцелярия. Скопище людей. Гроздья голов.Почему-тоспинки кроватей. Почему дамы сидят на канцелярских столах? Почемукто-тоиз чиновников и тут скрипит пером, а кто-то — играет на арфе? Почему —кто-тожонглирует бутылками, как на ярмарочной площади? Все сдвинуто с места. То — наждак для глаз, пытка расщепленностью. В грезе этой — нет грезы! нет тени! Каждый предмет — реален, рельефен, то ли угловатый выступ канцелярского стола, то ли тупая округлость его ножки уперлись в грудь, так трудно дышать. Если реальность призрачна — то сон, как тень ее, обязан быть плотски ощутимым. Он здесь — тень жизни, заместившая собою самое жизнь.

То же ощущение спертого дыхания, стесненной груди возникает у Акакия, когда его распластанное на сбитых, потных, скрученных в жгуты простынях тело приплющит к засаленному матрасику туша привидевшегося в бреду, но более плотского, чем в яви, Значительного лица. Это ощущение невозможности расправить затекшее тело, вольно вздохнуть — расширено ФЭКСами до характеристики эпохи в фильме «Шинель».

Они — рисуют жизнь после битвы. Раны зализаны разбитой страной. Жизнь движется по инерции, но что-тодрагоценное ушло из нее. Ершистые, задиристые ФЭКСы явно бессознательно для себя и тем неопровержимее — создали образ автоматичности жизни после краха надежд на перемены. Внешне — жизнь вогнана в колею. Мертвые похоронены — и молчат, опасные изолированы — и молчат, живые... доживают, как ФЭКСовский Акакий — и молчат: его рачьи глазки не различают ничего, кроме казенных бумаг.

Жизнь в такой стране — беспокойна, нервна, болезненна. Она — дурной сон. С одной стороны — сама страна ведет тайное существование: работают стукачи, палачи, тараканами шуршат предписания. С другой — личность, пережевывающая кляп, становится саморазрушающимся хранилищем психических комплексов и психологических травм. Вот что хранит тень! Вот — смысл «ночной» образности ФЭКСов.

Персонаж их идет по жизни, словно по корочке льда. Под ним —что-товраждебное, скрытое от глаз, но — окрашивающее все видимое вокруг. Изнанка — властно перекрашивает явь, оттого — сумрачен мир ФЭКСов.

А если герой ФЭКСов ненароком пробьет лед — из пробоины вырвется смерч теней! Они полезут наружу, обрастая мясом, они уже не будут тенями, ведь они — по эту сторону. Акакия Акакиевича будут заливать помоями. [...] Берегись тени! Набухнув плотью, она несет смерть. А как иначе? Место ее — у ног человека. Распрямившись, набухающая грозной силой тень стремится изжить былую униженность, поменяться местами с человеком, да не просто положить его уже к своим ногам, а — вмять его в грязь, да посильнее. [...]

КОВАЛОВ О. В сторону тени // Сеанс. № 3. 1991.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения. Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.