Смотреть Чертово колесо (1926)
Главная
Следствие вели с... Леонидом Каневским
Криминальная Россия
Следствие ведут знатоки
Выступления Михаила Задорнова

Перейти на мобильную версию сайта





Одноклассники!

Смотреть Чертово колесо (1926)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Другое название: Моряк с "Авроры"
Режиссеры: Григорий Козинцев, Леонид Трауберг
Сценарист: Адриан Пиотровский
Оператор: Андрей Москвин
Художник: Евгений Еней
Страна: СССР
Производство: Ленинградкино
Год: 1926
Премьера: 16 марта 1926
Актеры: Петр Соболевский, Людмила Семенова, Сергей Герасимов, Эмиль Галь, Антонио Цереп, Николай Городничев, В. Ланде, Сергей Мартинсон, Евгений Кумейко, И. Березин, Янина Жеймо, Татьяна Вентцель, Валерий Плотников (III), Арнольд Арнольд, Александр Костомолоцкий, Алексей Каплер
Жанр: экранизация

По мотивам повести В.Каверина «Конец хазы».
Советский моряк Шорин (П.Соболевский) увлекся в парке Ленинградского Народного дома случайной знакомой (Л.Семенова). Герой, отстав от корабля, попадает в компанию уголовников — обитателей хазы — и становится дезертиром. Совершив с новыми дружками ряд воровских налетов, Шорин возвращается на корабль и предстает перед судом своих товарищей, после чего милиция организовывает облаву на хазу. В завязавшейся перестрелке гибнет главарь банды — «Человек-вопрос» (С.Герасимов). «Хаза подавалась как некое экзотическое, наполненное тайнами обиталище эксцентриков. Оно было заселено человеческими чудищами. Фэксовские помрежи разыскали в существовавших еще в ту пору ночлежках Ленинграда хромых, кривых, безруких, людей со слоновой болезнью; рядом с великаном-управдомом ходил кретинообразный карлик; раздутого водянкой толстяка сопровождал худой, высохший как щепка парень. Всем этим паноптикумом командовал хозяин хазы — «Человек-вопрос», этакий классический злодей, типа американских гангстерских боссов. Это был цитатный фильм, в котором можно было найти выдержки не только из Кулешова, но и из Вертова и Эйзенштейна, из Гриффита и Томаса Инса, из американских комедий и детективов. Тут были: документально, по-вертовски снятый рынок, и кулешовские драки и погони по крышам; шпана из эйзенштейновской «Стачки» и гриффитовская лирическая кошечка и т.п. Фильм был до отказа набит «фотогеническим», «самоигральным» материалом. Кроме хазы действие происходило на американских горах и на «чертовом колесе», в ресторане, танцевальном баре, студии пластических искусств. В фильме показывались качели и канатная плясунья, фейерверк и тысячная толпа веселящейся публики. В нем был заснят прыжок налетчика с шестого этажа и подлинный обвал многоэтажного дома. Это было неглубокое по содержанию, но эффектное зрелище. В печати «Чертово колесо» встретило разноречивую оценку. Одни горячо хвалили фильм и его молодых режиссеров, другие резко критиковали. Одни называли его «победой», другие — «слабым подражанием американским бандитским лентам». — Н.А.Лебедев «Очерк истории кино СССР. Немое кино (1918—1934)». Фильм сохранился без 3 и 6-й частей. Первая самостоятельная работа оператора Андрея Москвина и первая полнометражная лента мастерской ФЭКС.

О фильме «Чертово колесо»

«Чортово колесо» была первая лента, которую построили на современном бытовом материале. В этой ленте ФЭКСы взяли бытовой материал под учет эксцентрического приема. Тему развертывали не по линии агитации за борьбу с хулиганством. Бытовые куски стремились привести во взаимодействие тем, что матрос с «Авроры» поставили в окружение неподобающей среды. Драматический стык образовался из эксцентрического сочетания различных социальных планов.

Многие думают, что эмоциональное расцвечивание материала пошло оттого, что его подчинили стилевому знаку американской мелодрамы. [...] Но мне кажется, что ФЭКСы работают в другом плане. [...] Сейчас важно установить, какое значение имело «Чортово колесо» для самих ФЭКСов с точки зрения прижития ими методов обработки кино материала. [...] Опыт «Октябрины» показал им, что вычурный перебыстренный монтаж не доходит до зрителя. Он был возможен в экспериментальной картине, но противоречил бы основному признаку ленты, сделанной на человеческом материале. Нужно было найтикакую-тоточку опоры. Установить равнодействие материала и способа его предъявления зрителю. ФЭКСы пошли от материала. Важно было выпятить экзотичность темы. Материал подали спокойно, мягко и закругленно, но в самых неожиданных комбинациях, сочетаниях и пересечениях. [...] Смысл монтажного комбинирования — тот же, что и в первых работах ФЭКСов. Но установка на спокойное соединение неожиданностей, а не на неожиданную комбинацию беспокойных кадров. [...]

Остроумно разрешено монтажом психологическое значение отдельных сцен ленты.

Ваня Шорин заходит вместе с бандитами в трактир. Следуют кадры — играющие на бильярде, шар падает в лузу. [...] Этот прием можно назвать — реализация словесной метафоры кинематографическими средствами («упал мальчик»). [...]

Второй важный для ФЭКСов момент в работе над «Чортовым колесом» — это организация актера. Фактически ФЭКСы начали в «Чортовом колесе» последовательно укрепляемый ими прием передачи актером эмоции через отражение ее на предметах. [...] В сцене расстрела хазы актеры должны подать последние судорожные движения раненых в перестрелке бандитов. Эмоция «умирания» — одна из наиболее трудных для актера и избежать фальши очень нелегко. [...]

Типаж в «Чортовом колесе» не только демонстрирует собственное эмоционально расцвечивая этим свои облики. [...] Типаж в «Чортовом колесе» располагается еще по принципу контраста — огромному «управдому» противостоит отвратительный карлик, раздутому водянкой — высохший в щепку парень и т. д.

НЕДОБРОВО В. ФЭКС: Григорий Козинцев, Леонид Трауберг. М.; Л., 1928.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения. Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.