Другое название: Школа подлости Режиссеры: Всеволод Пудовкин, Юрий Тарич Сценаристы: Мануэль Большинцов, Всеволод Пудовкин Операторы: Борис Волчек, Эра Савельева Композитор: Николай Крюков (II) Художник: Артур Бергер Страна: СССР Производство: ЦОКС Год: 1942 Актеры: Ада Войцик, Ольга Жизнева, Софья Магарилл, Михаил Астангов, Борис Блинов, Александра Данилова, Александр Антонов, Александр Виолинов, Олег Жаков, Виктор Кулаков, Александр Румнев, Георгий Светлани Жанр: военный фильм, драма
По сценам пьесы-обозрения Б.Брехта «Страх и отчаяние в Третьей империи». «Документов, запрещающих фильм, разыскать не удалось. По всей видимости, это связано с утратой большей части архива ЦОКС, а также — с пожаром в квартире Пудовкина, происшедшим после его возвращения из эвакуации в Москву. По словам режиссера Д.И.Васильева (в передаче киноведа Т.Е.Запасник) фильм еще до показа высшему руководству был закрыт Художественным Советом студии. Очевидно, что установка картины на показ «двух Германий», вытекающая из довоенных интернационалистических традиций, оказался в противоречии с утверждением «образа врага», решаемого кинематографией этого времени в сугубо плакатном ключе. По всей видимости, чувствуя это, режиссеры хотели снять возникшее противоречие с помощью многочисленных «разъясняющих» титров. Не исключено также, что Художественный Совет студии насторожила и неосознанная аллюзорность, которой безусловно, отмечена картина (родители боятся, что на них донесет родной сын, простая немка проклинает фюрера и т.д.). Во всяком случае, в пользу этой версии свидетельствует тот факт, что фильм не был выпущен на экран и после смерти Сталина, и после ХХ съезда КПСС в числе других фильмов, не выпущенных в прокат в 30-50-е годы. Из-за отсутствия документов сложно установить и степень участия в партере каждого из режиссеров. Возможно, работа Ю.Тарича ограничилась разработкой ранних вариантов режиссерского сценария.» — Е.Марголит, В.Шмыров "(Из'ятое кино). 1924—1953», М., «Дубль-Д», 1995 Последняя роль в кино Софьи Магарилл.
НАГРАДЫ, НОМИНАЦИИ, ФЕСТИВАЛИ Участие в программе «Звездное кино Алма-Аты ЦОКС 1942—1944» на МКФ «Евразия» (Алматы, 1998).
Авторы фильма создают образ «двух Германий». Картина состоит из нескольких сюжетных линий:
Пьяные солдаты Третьего Рейха идут по тёмным улицам и рассуждают о национальном единстве. Понимая, что они оказались в незнакомом месте, оба выхватывают оружие из кобуры. Из окна одного из домов внезапно высовывается старик. Испуганные солдаты стреляют в него и убегают с криками о помощи.
В дом к одной из немок приходят два солдата и приносят ей «подарок от фюрера», так называемую Зимнюю помощь: несколько картофелин, яблок и 5 марок в конверте. Накануне женщина сдала 10 марок на подобные «подарки». Радостная старушка берёт одно яблоко и предлагает по яблоку солдатам. Те с удовольствием угощаются. Её беременная дочь, однако, не выказывает особой радости, и мать проговаривается, что её зять не доволен повышением цен. Солдаты уводят молодую женщину для проведения обыска в её доме. Её мать в бессилии кидает недоеденное яблоко в спину одного из солдат.
Тео обедает на кухне в доме, где работает его невеста Анна, с которой они уже четыре года вместе. Гордая своим женихом, она просит Тео показать кухарке Нине и шофёру, какие им выдают сапоги. Нина спрашивает у Тео о его работе, но тот отказывается разглашать служебную тайну. Выслушав желание своего возлюбленного выпить пива, Анна со всех ног выбегает из кухни. В это время приходит брат Нины безработный Франц. Тео он кажется подозрительным. Выпив принесённого Анной пива, он, используя Франца, показывает один из методов слежки за инакомыслящими — отпечаток белого креста, оставляемый на «объекте» после похлопывания по спине. Сам знак наносится мелом на ладонь сыщика. Поняв значение инсценировки, Франц, Нина и шофёр под разными предлогами оставляют Анну и Тео на кухне одних. Анна просит у Тео отдать её 20 марок, внесённых в совместный бюджет, чтобы купить пальто своей сестре. Выясняется, что денег практически не осталось, что сапоги обошлись Тео в 27 марок и это не единственная трата. Анна обвиняет жениха в том, что он лгал ей, что якобы при Гитлере стало лучше жить. Оставив невесту в слезах, Тео уходит на работу. Анна просит вошедшую в кухню Нину предупредить Франца о возможной опасности, а также посмотреть ей на спину. Повернув её к свету, Нина видит пять белых крестов.
В доме одной немецкой четы раздаётся звонок. Узнав от служанки, кто звонит, хозяин велит ответить, что никого нет дома. На улице идёт сильный дождь и супруги рассуждают о причинах их отказа некогда дружеской семье. Однако они остерегаются высказывать крамольные речи при служанке, муж которой служит в полиции. Тем временем их сын Генрих, юный гитлеровец, читает статью о казнях над евреями. Рассерженный отец выхватывает у него газету и в сердцах говорит несколько непозволительных слов. Чтобы замять недоразумение мать даёт Генриху 10 пфеннигов, чтобы тот себе что-нибудь купил, но вспоминает, что идёт дождь и отправляет мальчика написать письмо, а сама идёт успокоить мужа. Проведя с ним несколько минут, она обнаруживает, что сын исчез. Супруги предполагают, что он пошёл доносить на них. Они пытаются вспомнить, что конкретно они говорили, что делали. Вдруг хлопает входная дверь. Оба в страхе ожидают облавы. В комнату входит промокший Генрих с пакетом конфет в руках.
Рабочий авиастроительного завода возвращается домой. Там его встречает соседка, пришедшая помочь его жене Марте по хозяйству. Оказывается, Марте пришла похоронка на её брата-лётчика, погибшего в войне с СССР. Соседка рассказывает страшные истории о том, как немецкие лётчики добивают своих выбросившихся с парашютом соотечественников, чтобы те ничего не рассказали, попав в плен к советским солдатам. Убитая горем Марта высказывает крамольные речи, приводя в ужас соседку и своего мужа.
Трое мародёров во главе с капитаном, бросив и обобрав своего раненого подельника, пробираются по заснеженной территории Советского Союза. Вскоре один из солдат понимает, что по ошибке оставил раненому мешок с награбленным, и вместе с капитаном возвращается назад, оставив третьего на привале. Однако своего товарища они не находят. Пройдя по следам, где тот полз, они видят следы от саней. Возвратившись к привалу, они обнаруживают своего третьего подельника мёртвым, а вокруг — снова следы саней. Испугавшись, что их окружили, мародёры пытаются вырваться, но попадают под автоматную очередь. Солдат пытается сдаться, но капитан убивает его выстрелом в спину и, подняв руки, сам сдаётся в плен. Он кричит, что славянин, что он простой солдат, что он убил капитана. На его крик выходит партизанка с автоматом. Увидев, что перед ним женщина, капитан выхватывает из кобуры пистолет, но та опережает его и расстреливает в упор. К ней подъезжает мальчик на санях, из которых выглядывает подобранный ими раненый мародёр, и забирает оружие капитана.
Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube
Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений.
Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения.
Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.