• Главная
• Следствие вели с... Леонидом Каневским • Криминальная Россия • Следствие ведут знатоки • Выступления Михаила Задорнова • Перейти на мобильную версию сайта
Одноклассники! В Мой Мир |
Смотреть У самого синего моря (1935)# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я |
Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube
Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения. Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние. |
Режиссер: Борис Барнет
О любви к актеру
Любите ли вы искусство актера? Не самого актера в обаянии сыгранных им ролей, а его талант, способность понимать самых разных людей, его дар перевоплощения? Вы можете ответить: любовь к искусству всегда связана с человеком, его создающим. Верно. Но есть и различие. Очень часто кинозритель влюбляется безотчетно и даже фанатически в самого артиста, и уже поступки героя, придуманные автором сценария и режиссером, представляются ему поступками самого актера. Эту особенность успеха у кинозрителя умеют использовать режиссеры, упрощающие свою задачу,— они попросту «репродуцируют» индивидуальность актера, однажды полюбившегося зрителям, и подгоняют его новую роль к сложившемуся стереотипу. Примерам нет числа. И тогда не искусство актера любит зритель, а его расхожий, ставший привычным стереотип. Действительно талантливого артиста, художника по натуре и по воспитанию такой сомнительный успех огорчает до крайности. Яростно спорит он с режиссером-ремесленником, просит не заставлять его повторяться, доказывает, что способен сыграть совсем иной характер. Он отвергает стереотип и его мелкую розницу — штампы. Актеры, довольствующиеся летучей популярностью, повторяются без стеснения и даже лелеют свои штампы. Но возмездие приходит быстро и бесповоротно: уже через несколько лет такого любимца публики перестают снимать — он весь на виду, истратился. И начинаются мучения человека, устаревшего прежде, чем успел постареть. Обо всем этом не раз с тревогой, с болью говорил актерам и режиссерам, писал в дружески-критических статьях Лев Свердлин — артист, как говорится, Божьей милостью. Необыкновенное, неповторимое разнообразие сыгранных им характеров — это его творческая программа в действии, в блистательных результатах высокой требовательности к себе и к режиссерам. Он прошел строгую школу в театре имени Вс. Мейерхольда и не разрешал себе повторяться даже в мелочах, в подробностях роли. Свердлин категорически отказывался сниматься, хоть был жаден к работе, если подмечал у режиссера желание использовать его успех в предыдущей роли, и никогда, ни единого раза не появлялся в новом фильме просто как Свердлин. А если режиссер принципиально отрицал искусство перевоплощения и требовал от актера, как это теперь часто бывает, «только не играйте перед камерой, оставайтесь самим собой в данных ситуациях», Свердлин возражал: «Если актеры согласятся «не играть», артистическое искусство погибнет». Зрители полюбили его уже за давнюю роль рыбака Юсуфа в фильме Бориса Барнета «У самого синего моря». Какой обаятельный парень был этот Юсуф, восторженно любящий товарищей, открытый всем радостям человеческим, жизнерадостный, неподкупный, и как был он близок характеру самого Свердлина! Вот, казалось бы, и надежный, стабильный ориентир для актера, для его будущих режиссеров — выстраивай новые роли «под Юсуфа», и все будет в порядке! Лев Наумович показывал мне тогда (мы дружили, несмотря на возрастной перепад) сценарии, полученные им с киностудий вскоре после встречи зрителей с Юсуфом. Юсуф, под другими, конечно, именами, повторялся, множился, тиражировался. Свердлин вежливо, но твердо отказывался от ролей-двойников. Он не желал унижать достоинство актерского искусства. А отвечал по телефону просто: «Спасибо, занят!» Очередной режиссер-копировщик разводил руками: чего, мол, ему надо, роль сама дается в руки, снимайся, как снимался, и дело с концом! Нет, такие соблазны Свердлина не прельщали. Был и такой случай: он опубликовал в одном журнале колючую статью, в которой предупреждал по-дружески, доброжелательно молодых талантливых актеров: помните, друзья, вы художники, а не впечатляющий типаж, не разрешайте режиссеру использовать снова и снова вашу житейскую индивидуальность, играйте перед камерой, а не просто снимайтесь. Не знаю, с каким чувством прочитали эту статью молодые артисты, но, по моим наблюдениям, ролей-двойников с тех пор на их пути поубавилось.
Вы можете сказать: а разве не присутствует в том же Мише Вайнштейне сам Свердлин с его очаровательным жизнелюбием, открытостью души, всегда чуткой, обращенной к человеческому теплу? Да, конечно, присутствует. Такова вообще особенность актерского искусства: художник-актер «прибавляет» к своей природе и убавляет, производит сложные операции со своей индивидуальностью, со своим «материалом», как говорят режиссеры, с тем психофизическим аппаратом, который достался ему от судьбы. Иначе актер и шагу не сделает. Но никогда не являет миру самого себя, если он художник, а не «типаж». Чем-то очень похож тот же Миша Вайнштейн на Льва Свердлина, особенно молодого,— могу это подтвердить, но разве это сам Свердлин! Лев Наумович проделал и в этом случае сложную психологическую операцию, убрал многое из своего «материала» (впрочем, не люблю это жаргонное цеховое словечко), многое изменил, прибавил, и вот—похожий на него, родственно близкий, а все-таки другой человек. Свердлин сыграл в нем вовсе не свойственное ему самому простодушие, способность немедленно сближаться с каждым, с кем свела его жизнь. Свердлин был совсем, совсем другим человеком, более крупной и несравненно более сложной личностью. Вайнштейн, как и любой другой сыгранный им в театре и в кино персонаж,— создание актерской фантазии, щедрой, откликающейся на все привлекательное в людях, но все-таки это фантазия, а не фототека.
И вот Лев Свердлин стал постепенно не только исполнителем, но и соавтором роли. Был на съемках такой случай, весьма характерный для драматургической инициативы Свердлина. Несколько конников во главе с Чубенко — Свердлиным, ворвавшись в село, освобожденное от гайдамаков, вбегали в крайнюю хату. «Видим, висит люлька,— писал Свердлин.— Она висела как украшение. Я сказал режиссеру: — Было бы хорошо застать забытого ребенка в этой люльке. И чтобы вся сцена задания, которое я даю отрядам, шла через этого плачущего ребенка, которого я укачиваю». В самом деле, это было бы хорошо, помогло бы актеру еще тоньше проникнуть в шахтерско-крестьянскую, добрую душу Чубенко. Подробность, придуманная Свердлиным, в картину, к сожалению, не вошла, но она характерна для мышления актера, всегда творчески обогащавшего порученную ему роль.
Обаятелен облик Льва Наумовича Свердлина, человека безупречной духовной чистоты, доброты, благородства, но еще больше изумления вызывает его искусство—искусство постижения человеческой природы, со всеми ее чудесами, радующими и ужасающими. И в тех и в других проявилось чувство любви к человеку, составлявшее психологическую и нравственную основу этой могучей творческой личности. О том, как много еще мог он создать, говорят «черновики актера» — кинопробы разных лет на разных студиях, оставшиеся на стадии первых набросков... Надо было очень любить не себя в искусстве, а само актерское искусство, очень верить в его необходимость людям, чтобы отдаваться творчеству так безраздельно, несуетно, вдохновенно. Он изучал и досконально знал, как его герои, какой бы национальности они ни были, ведут себя в различных обстоятельствах, как поют песни, развлекаются, а главное, как выражают чувство человеческой общности. Здесь — лейтмотив Свердлина, если можно говорить об актерском лейтмотиве. Перевоплощение в людей всех широт и долгот было каждый раз как бы актерской диссертацией по человековедению. Он был влюблен в человеческие таланты, в сердечность общения, в мужество и верность. И все это просвечивает в его искусстве. Я. Варшавский
«Советский экран» № 20, октябрь 1981 года
|