Смотреть Фронтовые подруги (1941)
Главная
Следствие вели с... Леонидом Каневским
Криминальная Россия
Следствие ведут знатоки
Выступления Михаила Задорнова

Перейти на мобильную версию сайта





Одноклассники!

Смотреть Фронтовые подруги (1941)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения. Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.

Режиссер: Виктор Эйсымонт
Сценаристы: Сергей Михалков, Михаил Розенберг
Оператор: Владимир (Вульф) Рапопорт
Композитор: Виссарион Шебалин
Художник: Федор Бернштам
Страна: СССР
Производство: Ленфильм
Год: 1941
Премьера: 19 мая 1941
Актеры: Зоя Фёдорова, Андрей Абрикосов, Борис Блинов, Юрий Толубеев, Олег Жаков, Константин Адашевский, Владимир Абрамов, Тамара Алёшина, Манефа Соболевская, Ольга Федорина, Екатерина Мелентьева (Боярская)
Жанр: военный фильм, драма

Глухой ноябрьской ночью сандружинницу Наташу Матвееву (Зоя Фёдорова) разбудил телефонный звонок: "Срочно явиться в правление Красного Креста!" Наташу назначают командиром отряда санитарок, отбывающих на фронт. Началась война с Финляндией... Матвеева прощается с женихом, лейтенантом Сергеем Коровиным. Когда-то доведётся свидиться?
И начинаются будни прифронтового госпиталя: машины с ранеными, операции, уход за выздоравливающими... Однажды в госпиталь в тяжёлом состоянии доставили знаменитого разведчика Морозова (Борис Блинов). Он с трудом переносит своё состояние, замыкается в себе, не хочет ни с кем раговаривать. Но забота и ласка Наташи слелали своё дело: раненый начал поправляться. И стала девушка замечать, что для для Морозова она значит больше чем простая сиделка. Разведчик часто просил её посидеть рядом, говорил хорошие слова...
Однажды из рассказа раненого бойца Наташа узнала, что в горячем бою погиб её суженый, лейтенант Серёжа Коровин. Тяжело переживала она потерю любимого. Но от командировки на передовую не отказалась: в боевой обстановке легче будет забыть своё горе.
На узкой лесной дороге санитарная машина наткнулась на вражескую засаду. А защита у раненых - всего два человека: шофёр с "трёхлинейкой" и Наташа с "дегтярёвым"... Но метко бьёт Наташин пулемёт, много врагов полегло в том заснеженном лесу. Однако подкрался сзади финский автоматчик, предательски выстрелил Наташе в спину...
... В тыловом госпитале встречаются два недавних фронтовика: разведчик Андрей Морозов и лейтенант Коровин, которого по ошибке считали погибшим. Пришли они к Наташе, которая после тяжелого ранения уже пошла на поправку...
Фильм "Фронтовые подруги" снят в традициях ранних советских фильмов о войне: с врагами мы воюем "малой кровью, могучим ударом", главные герои никогда не погибают, их могут только ранить. Да и сама та война финская, не знаменитая, фактически нами проигранная, показана как-то невнятно, полусекретно. Даже слова "Финны" и "Финляндия" в кадре ни разу не прозвучали.

НАГРАДЫ, НОМИНАЦИИ, ФЕСТИВАЛИ
Съёмочная группа (Эйсымонт В.В.; Михалков С.В.; Розенберг М.Я.; Рапопорт В.А.; Фёдорова З.А.) удостоена Сталинской премии второй степени (1942)

В середине июня 1941 года на фильм откликнулся журнал «Работница», корреспондент которого отметила, что создателям «Фронтовых подруг» хватило художественного вкуса, чтобы «избежать как грубого натурализма, так и слащавой сентиментальности». Отдельно была выделена работа Зои Фёдоровой; актриса сумела выстроить рисунок роли «мягко, без нажима», продемонстрировав убедительную игру и лирических сценах, и в боевых эпизодах.

В майском номере (1941) журнала «Санитарная оборона» были опубликованы не только фотографии с кадрами из фильма, но и тексты прозвучавших в нём песен с нотами (слова Сергея Михалкова и Натальи Кончаловской, музыка Виссариона Шебалина).

В рецензии, вышедшей через тридцать лет после выпуска «Фронтовых подруг», обращалось внимание на несовершенство сценария, авторы которого были далеки от реальных военных событий, а потому конструировали фабулу «по ремесленным правилам сюжетосложения». Режиссёр, лишённый возможности полноценно решить постановочную задачу, сосредоточился на работе с актёрами:

« По чуткому ощущению предгрозовой атмосферы и по своим явным актёрским достоинствам картина могла бы рассчитывать на самый широкий успех. Но она появилась на экранах за месяц до начала Великой Отечественной войны, и, разумеется, это обстоятельство значительно приглушило зрительский резонанс. »

При анализе фильмов, рассказывающих о советско-финской войне, автор публикации в газете «Красная звезда» упоминает, что тематически «Фронтовые подруги» близки к лентам «В тылу врага» (режиссёр Евгений Шнейдер) и «Машенька» (режиссёр Юлий Райзман). Их объединяет общая пропагандистская направленность; при этом в двух картинах («Машенька» и «Фронтовые подруги») образ неприятеля не раскрывается — враг представлен как некий абстрактный персонаж, «силуэт в чужой форме».

Кроме того, рецензенты увидели некоторое сюжетное сходство «Фронтовых подруг» с фильмом «А зори здесь тихие»[5] и отметили отсутствие «досадного шапкозакидательства», которое обнаруживается в довоенных картинах «Истребители» и «Е