Смотреть Семья Оппенгейм (1938)
Главная
Следствие вели с... Леонидом Каневским
Криминальная Россия
Следствие ведут знатоки
Выступления Михаила Задорнова

Перейти на мобильную версию сайта





Одноклассники!

Смотреть Семья Оппенгейм (1938)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения. Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.

Семья Оппенгейм
Жанр

Драма/Семейная хроника

Режиссёр

Григорий Рошаль

В главных
ролях

Владимир Балашов
Иосиф Толчанов
Ада Войцик
Николай Плотников

Оператор

Леонид Косматов

Композитор

Николай Крюков

Кинокомпания

Мосфильм

Длительность

97 мин.

Страна

СССРFlag of the Soviet Union (1923-1955).svg СССР

Год

1938

«Семья Оппенгейм» — художественный фильм 1938 года, экранизация романа Лиона Фейхтвангера «Семья Опперман».

Сюжет

Трагическая история еврейской семьи в Германии начала 1930-х годов.

В результате несчастного случая, в потасовке с пьяным нацистом, погибает доктор литературы Гейнциус, преподаватель гимназии Королевы Луизы. На его место приходит профессор-нацист Фогельзанг (Астангов), и на первом же занятии унижает юного Бертольда Оппенгейма (Балашов). Фогельзангу не нравится, что у него в учениках — еврей, и не нравится тема будущего доклада Бертольда — «Гуманизм и XX век». Так как последней темой, которую проходили учащиеся с профессором Гейнциусом, была битва в Тевтобургском лесу, Фогельзанг предлагает Бертольду сделать доклад об Арминии Германце. Нехотя, Бертольд соглашается.

Владимир Балашов в роли Бертольда Оппенгейма

В тот же день отец Бертольда, Мартин Оппенгейм (Толчанов), отказывается объединить свою преуспевающую мебельную фирму с небольшой фирмой немца-конкурента. Он не верит, что у него могут начаться проблемы только потому, что он — еврей. Близкий друг Бертольда, Рихард (Консовский), не присутствовал на первом занятии с профессором Фогельзангом, так как его отцу делал сложную операцию выдающийся хирург Эдгар Оппенгейм (Плотников), дядя Бертольда, вместе со своим помощником Якоби (Михоэлс). В больнице Рихард знакомится с Руфью (Миновицкая), кузиной Бертольда.

Вечером в доме Оппенгеймов шумно праздновали 17-летие Бертольда. Во время торжества, неожиданно для всех, нацистский тост произносит приглашенный поэт Гутветтер (Мартинсон), чем приводит в недоумение всех собравшихся. Ночью Бертольд просит водителя отца, Пахинке (Соловьёв), отвезти его к памятнику Арминия, так как ему очень важно понять и почувствовать, что же это был за человек. На обратом пути Пахинке разрешает Бертольду сесть за руль, но просит высадить его у монастырского парка. Как только они подъезжают к этому месту, то наблюдают погоню нацистских штурмовиков за Веллером (Боголюбов). Бертольд спасает Веллера, указав штурмовикам ложный путь. Он догадался, что Пахинке должен был встретиться здесь именно с Веллером.

Наступает день, когда Бертольду нужно делать доклад. Он резко высказывается о роли Арминия в истории и утверждает, что немецкую культуру представляет не этот воинственный варвар, а Гейне, Гёте и Бетховен. Фогельзанг в ярости. Он требует, чтобы Бертольд публично извинился и отрёкся от своего доклада, но тот не соглашается. Сразу же после этого случая, к Бертольду начинают демонстративно пренебрежительно относиться многие работники и ученики гимназии. Правда, друзья Бертольда, те же немцы, во всём поддерживают его, а Рихард хвалит доклад, и говорит, что гордится таким другом. Сам Рихард бросает учёбу и идёт работать на завод, так как там «климат для него лучше». Презирая Бертольда, один из учеников, Риттерштег (Карельских), тяжело ранит Пахинке, утверждая, что на самом деле это на него напали, а он всего лишь защищался.

Фогельзанг требует у доктора Франсуа, директора гимназии, публичного раскаяния Бертольда не позднее 1 марта, в актовом зале. В противном случае, он требует исключения Оппенгейма. Доктор Франсуа, мягкий и добрый человек, сам терпеть не может Фогельзанга, но вынужден вызвать своего любимого ученика и просить его извиниться. Он разрешает Бертольду подумать и ответить письменно вечером.

Бертольд мучается сомнениями, он хочет поговорить об этом со своим дядей, но тот, находясь у своей любовницы Сибиллы, передаёт через Руфь, что поговорит с ним завтра. Бертольд подавлен и Руфь пытается отвлечь его, предлагает рассказать всё ей. Они заходят в кафе и Бертольд рассказывает ей о своём конфликте с Фогельзангом. Руфь советует ему уехать из Германии, но он решительно отказывается. За ужином Мартин Оппенгейм, уже продавший за копейки свою фирму немцу, грубо настаивает, чтобы Бертольд обязательно извинился. Окончательно раздавленный, Бертольд отправляет скорой почтой письмо доктору Франсуа о том, что он будет завтра в актовом зале. А сам тем времен берёт снотворное из комнаты матери и кончает жизнь самоубийством. Об этом и объявит доктор Франсуа собравшимся ученикам и преподавателям. Обвинив Фогельзанга в убийстве Бертольда, Франсуа подаёт в отставку.

Мартин Оппенгейм с женой, продав всё своё имущество, уезжают во Францию. В клинике, во время операции, происходит погром — Эдгар Оппенгейм арестован. В камере он знакомится с Веллером, который рассказывает ему о деятельности истинных немцев. Веллера уводят на казнь, а Эдгар, после освобождения, вместе с Руфью тайно бежит из страны. До границы их провожает Рихард. Руфь спрашивает его, приедет ли он к ним. На что Рихард отвечает, что это она приедет к нему, «Германия будет нашей, Руфь!».

В ролях

  • Владимир Балашов — Бертольд Оппенгейм
  • Иосиф Толчанов — Мартин Оппенгейм
  • Ада Войцик — Лизелотта
  • Николай Плотников — Эдгар Оппенгейм
  • Галина МиновицкаяРуфь Оппенгейм
  • Раиса Есипова — Сибилла
  • Осип Абдулов — Жак Лавендель
  • С. Д.[уточнить] Зыков — Генрих Лавендель, гимназист, друг Бертольда
  • Соломон Михоэлс — Якоби
  • Сергей ДнепровФрансуа, директор гимназии
  • Аркадий БлагонравовЛоренц, директор клиники
  • Николай Боголюбов — Веллер
  • Владимир Соловьёв — Пахинке
  • Алексей Консовский — Рихард
  • Михаил Астангов — Фогельзанг
  • Константин КарельскихРиттерштег
  • Сергей Мартинсон — Гутветтер, поэт
  • Григорий Шпигель — ученик гимназии
  • Михаил Глузский — ученик гимназии
  • Александр Смирнов — заключённый

Съёмочная группа

  • Автор сценария — Серафима Рошаль, авторизирован Лионом Фейхтвангером
  • Режиссёр — Григорий Рошаль
  • Оператор — Леонид Косматов
  • Ассистент оператор — В. В. Николаев
  • Композитор — Николай Крюков
  • Главный художник — Иосиф Шпинель
  • Художники — Александр Жаренов, А. М. Вайсфельд
  • Ассистенты режиссёра — В. И. Герасимов, Л. Я. Брожовский
  • Режиссёр-монтажёр — Е. М. Ладыженская
  • Звукооператор — Сергей П.Минервин
  • Звукооформитель — Р. А. Лукина
  • Дирижёр — Лев Штейнберг
  • Гримёр-художник — А. Д. Ермолов
  • Директор — Н. Е. Владимиров

Факты

В этом фильме впервые дебютировали в кино, тогда ещё учащиеся актёрской школы «Мосфильма», Владимир Балашов, Григорий Шпигель, Владимир Зельдин и Михаил Глузский.

О фильме «Семья Оппенгейм»

Не по смелости и политической независимости не задумывается над тем, что происходит в стране Эдгар Оппенгейм, знаменитый ученый. Его нежелание знать что бы то ни было, кроме своей чистой науки, науки хотя бы на благо человечества, — та же интеллектуальная трусость, та же боязнь разрушить прочно, солидно, раз и навсегда созданный свой внутренний мир. Своей наукой он хочет создать для себя прочное и надежное прикрытие, за которым не мешали бы ему творить, жить, любить, наслаждаться искусством.

И только тот, кто сумел преодолеть этот страх, сможет активно бороться с фашизмом, сможет смело отдать свои силы, жизнь за дело освобождения мира от варварства, мракобесия, насилия.

Это знает Фейхтвангер, к этому пришел он сейчас, к этому постепенно приходят его герои.

Сценарист и режиссер задались целью помочь писателю, помочь его героям. Рядом с растерявшимися, ненавидящими, но не знающими, что им делать, не умеющими бороться, он поставили людей, которые твердо знают, что нужно делать, как вести жестокую борьбу с фашизмом, борьбу не на жизнь, а на смерть.

Это — Пахинке, Веллер, Рихард, арестованные рабочие. Они показали Эдгару, что любить свою родину — значит бороться за нее, без страха идти на смерть, если этого требуют интересы народа. […]

Они создали картину о трагической судьбе талантливого еврейского юноши, страстно любящего свою родную Германию, ее людей, ее искусство, но не умеющего бороться за свой народ и погибающего потому, что не нашел выхода из того страшного круга, в который загнали его Фогельзанги и Риттерштеки. Он умер, захлебнувшись в бессильной ненависти к врагам всего человеческого в человеке, к врагам культуры и разума. Умер, не увидев того, что увидели и нашли Рихард, Пахинке, Веллер.

Этим эпизодом смерти по существу заканчивается хорошая, правдивая и умная картина.

Если бы здесь действительно кончалась картина «Семья Оппенгейм», все должно было бы строиться так, чтобы судьба семьи Оппенгейм являлась только фоном для развития основной, стержневой линии произведения. Линия эта — судьба двух юношей сегодняшней Германии — Бертольда Оппенгейма и Рихарда. В этих судьбах, как в фокусе, сконцентрировалась бы и вся основная тема романа, развитая и дополненная авторами картины.

Но, видимо, не желая так резко отходить от романа, авторы картины оказались вынужденными повторяться: Бертольд, Эдгар, Генрих, Жак, Мартин, Лоренц, Франсуа, Руфь, Якоби, Лизолетта, с одной стороны, и Фогельзанг, Риттерштек, Гутветтер и Сибилла — с другой — все это повторения одной и той же мысли, разъяснения одного тезиса.

И поэтому, естественно, замечательный актер Н. Плотников не смог создать запоминающийся, сколько-нибудь серьезный и глубокий образ Эдгара Оппенгейма, потому что ему все время приходилось «разъяснять» идеи, мысли и желания сценариста и режиссера, а там где начинаются навязчивые «разъяснения» — кончается настоящее искусство.

Отсюда же возникают выпадающие из общей характеристики этого героя конфликты, когда Эдгар неожиданно выступает в роли себялюбца, жестокого эгоиста, как, например, в эпизоде, когда Эдгар отказывается принять Бертольда и этим отказом толкает его на роковой шаг. Авторы картины этого не хотели, но так вышло: только что он предал Якоби «ради интересов чистой науки» и вслед за этим не мешает Бертольду покончить с собой.

Непонятно также, почему авторы утверждают, что Эдгар — любимец молодежи. Неужели достаточно, поднимая бокал шампанского, сказать думающим, страдающим, любящим и ненавидящим юношам «любите свою родину», чтобы стать их «вождем»? Ведь должны же они верить этому человеку, раз ждут от него решения в каком-то очень серьезном и, видимо, коренном жизненном споре. А Эдгар только декларирует. Та же молодежь видит, что он слеп, что, прикрывшись своей наукой, он не видит элементарных вещей, того, что ясно даже тупоголовому Левендену. Эдгар должен являть собой образ гуманиста, верящего в победительную силу разума, образ человека большой интеллектуальной и моральной силы. Но Эдгар в картине — это не человек, это знак, тезис. Эдгар на протяжении всей вещи занимается только тем, что он разъясняет себя, образ, не продуманный авторами в его логической последовательности. Итак, почти все представители старшей ветьви семьи Оппенгейм, каждый в той или иной степени, несет ту же «нагрузку» — это разные грани одного и того же образа, разные его стороны, повороты. […]

И потому что внимание авторов разбилось на множество боковых линий, неясно, кто же центральный образ этой картины — Бертольд или Эдгар, молодежь сегодняшней Германии, ищущая выхода из страшного фашистского плена, или старый интеллигент-гуманист, почти всю жизнь проходивший с завязанными глазами.

ВОЙТОЛОВСКАЯ Л. Изобразительная трактовка фильма «Семья Оппенгейм» // Искусство кино. 1939. № 1.