Смотреть Сорок первый (1926)
Главная
Следствие вели с... Леонидом Каневским
Криминальная Россия
Следствие ведут знатоки
Выступления Михаила Задорнова

Перейти на мобильную версию сайта





Одноклассники!

Смотреть Сорок первый (1926)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения. Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.

Режиссер: Яков Протазанов

Сценаристы: Борис Лавренев, Борис Леонидов

Оператор: Петр Ермолов

Художник: Сергей Козловский

Страна: СССР

Производство: Межрабпром-Русь

Год: 1926

Премьера: 1 марта 1927

Актеры: Ада Войцик, Иван Коваль-Самборский, Иван Штраух

Жанр: драма

Драма по одноименному рассказу Б. Лавренева.
По пескам Средней Азии движется отряд красноармейцев. На боевом счету у лучшего стрелка отряда Марютки сорок убитых белогвардейцев. В последней перестрелке взят в плен поручик Говоруха-Отрок. Он станет сорок первым в ее послужном списке, а пока они, один на один, остаются в пространстве песка, неба, моря и сильных противоречивых чувств.

Критика

Сюжет «41-го» целиком взят из повести Б. Лавренева того же названия. Повесть эта острая, значительная сама по себе, представила весьма ценный материал для сценария своей внутренней психологической динамикой, правдивой, увлекательной, не банальной.

Сценарий, сделанный Борисом Лавреневым, надо полагать, усугубил качества повести, развернув в 6 частях наиболее интересные этапы судеб ее героев.

Особенно значительны по силе эпизоды скитания по непроходимым пескам Кара-Кума, где люди погибали от зноя, жажды, голода, застигнутые бураном, теряя по пути друзей, во что бы то ин стало пробираясь к намеченной цели.

Оригинальны и значительны по своему построению эпизоды на диком острове, куда забрасываются мужчина и женщина— враги, потерпевшие аварию на море в сильный шторм. Время и условия заброшенности, отсутствие людей сближают их, но когда наступает момент решительной проверки, женщина убивает врага-мужчину, любя его.

Были организованы экспедиции в самые заброшенные дикие места Туркмении. Далеко от жилья совершая переезды на верблюдах, ослах, продвигалась наша экспедиция в глубь, в пески, в жару до 50 градусов.

Особенно трудно было с засъемкой бурана в песках. Пользование аэропланами было чрезвычайно трудно, хотя нам удалось заснять искусственно сделанные сцены бурана, но мы всё же ждали бурана настоящего, и он поднялся. Засыпанные песком актеры, оператор с аппаратом, все мы делали все от нас зависящее, чтобы преодолеть стихию, дать по возможности наиболее интересные кадры.

Перебрасывались мы также к туркменским кочевьям, недоумевавшим и с любопытством глядевшим на все, что мы делаем, всячески нам помогавшим. Бывали случаи, когда мы попадали к таким кочевникам, среди которых были и прокаженные. Нам удалось многое заснять из их быта; труднее было заснимать женщин, которых мужчины к оператору не допускали.

Осуществляя фильму, я прежде всего старался помочь развернуться актеру.

И должен сказать, что, актерский материал был на высоте. Работой они были увлечены, и думаю, что образы, ими созданные, ярки, значительны, жизненны.

Я. Протазанов

«Советский экран» № 13, 1927 год