Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube
Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений.
Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения.
Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.
Секретарь райкома
Жанр
военная, драма
Режиссёр
Иван Пырьев
Автор сценария
Иосиф Прут
В главных ролях
Михаил Жаров Марина Ладынина Михаил Кузнецов Борис Пославский Василий Ванин
Оператор
Борис Арецкий Валентин Павлов
Композитор
Борис Вольский
Кинокомпания
«ЦОКС» (Алма-Ата)
Длительность
91 мин.
Страна
СССР СССР
Год
1942
IMDb
ID 0035304
Выход фильма «Секретарь райкома»
«Секретарь райкома» — советский чёрно-белый фильм Ивана Пырьева, снятый в 1942 году. Героическая драма. Фильм перешёл в общественное достояние. Для любой зрительской аудитории.
Батальные сцены созданы в павильоне Александром Птушко.
Фильм отмечен Сталинской премией второй степени (1943, удостоены режиссёр Иван Пырьев, и актер Василий Ванин).
Сюжет
1941 год. Красная армия отступает с боями. В это тяжёлое время секретарь райкома Степан Кочет руководит эвакуацией и уничтожением того, что нет возможности вывезти. Под его руководством организуется партизанский отряд, начинается партизанская война: взрываются мосты, летят под откосы поезда. У немцев отбивают пленного танкиста Орлова, который на самом деле является немецким шпионом.
В ролях
Василий Ванин — Степан Гаврилович Кочет, секретарь райкома
Михаил Астангов — полковник Макенау, фашист
Марина Ладынина — Наташа, связистка
Михаил Жаров — Гаврила Федорович Русов, дед Саши
Михаил Кузнецов — Саша Русов
Борис Пославский — Семён Абрамович Ротман, инженер, начальник электростанции
Виктор Кулаков — Орлов, шпион, немецкий лейтенант Герман Альбрехт
Евгений Григорьев — Василий Глущенко
Инна Фёдорова — секретарь Кочета
Александр Антонов — Александр Павлович Потапенко, командир отряда
Николай Боголюбов — командир Красной Армии
Анатолий Алексеев — Смоляк, партизан
Александра Данилова — партизанка
Пётр Любешкин — Федюшин, партизан
Евгений Немченко — Седов, партизан
Иван Рыжов — партизан
Константин Старостин — партизан
Валентина Телегина — Дарья, партизанка
Владимир Уральский — две роли: Некрасов и Клетнюк, партизан
Николай Хрящиков — Аникеев, партизан
Георгий Георгиу — адъютант Макенау
Григорий Шпигель — Фогель, фельдфебель
Елизавета Кузюрина — колхозница
Константин Сорокин — старик в избе
Татьяна Говоркова — хозяйка избы
Софья Левитина — женщина на опознании
Пётр Соболевский — эпизод
Творческая группа
Режиссер: Иван Пырьев
Автор сценария: Иосиф Прут
Операторы: Валентин Павлов, Борис Арецкий
Художник-постановщик: Алексей Уткин
Композитор: Борис Вольский
Звукорежиссер: Вячеслав Лещев
В фильме «Секретарь райкома» была сделана попытка перейти к главным проблемам времени.
На примере «Секретаря райкома» ясно видно, как мучительно труден, противоречив был путь киноискусства к воплощению действительности военного времени. Какая острая борьба происходила в кинематографе между канонами прошлого и новыми задачами, поставленными эпохой.
Работа над «Секретарем райкома» начиналась в январе 1942 года в очень сложный момент для Алма-Атинской студии. Из десяти полнометражных картин, запущенных в производство, ни одна не была готова. От кинематографии ждали фильмов о войне, а сценарий Прута, принятый к постановке, с октября 1941 года лежал без движения. И нужно вспомнить об этом, учесть скудость постановочных возможностей студии, чтобы оценить по достоинству решение Пырьева, взявшегося за сценарий, от которого отказался другой режиссер, и за шесть месяцев сделавшего первый полнометражный фильм, посвященный Отечественной войне.
И. Прут писал «Секретаря райкома» летом и ранней осенью 1941 года, когда партизанская война только разгоралась и представления о ней у писателя, жившего в Москве, а потом в Алма-Ате, могли быть самые смутные. Это неизбежно сказалось в сценарии и фильме.
Первая сцена эвакуации города захватывала своим драматизмом: зарево боя, языки пламени над крышами домов, рушащиеся стены... бесконечный поток беженцев, молча, спешно уходящих от врага на восток. Объектив выхватывает наскоро связанный узел на плече у старика, тачку, нагруженную случайным скарбом, измученное серое лицо женщины — чувствовалось, все это не только известно понаслышке, но пережито. Поток катится мимо угла разрушенного дома, вливается в другую улицу — и вдруг крупно вывеска: «Районный и городской комитет ВКП(б)». Часовой, неподвижно застывший у входа, контраст лихорадочной спешки эвакуации и сосредоточенной работы в райкоме.
Здесь впервые появляется секретарь райкома Кочет. Артист В. Ванин своим исполнением заставляет вспомнить коменданта Кремля Матвеева из дилогии о Ленине. Та же стремительность и легкость движений, та же быстрота реакций и категоричность в решениях, тот же волевой напор.
Кочет был показан в ситуации, когда не время рассуждать, нужно действовать. И он яростно отчитывал кого-то по телефону, давал последние наказы уходящим на восток, готовил ядро будущего партизанского отряда. Это был партийный организатор, умеющий удержать в руках все нити руководства даже в самый тяжкий момент. И пусть его спор с инженером Ротманом, не находящим в себе сил взорвать электростанцию, был несколько прямолинеен, излишне шумен — в их конфликте была человеческая правда, была истина тех горестных ощущений, которые переживали сотни тысяч людей, своими руками уничтожавшие работу десятков лет.
Пырьев стремится уже в начале картины столкнуть две темы — нашествия и сопротивления. Поднимаются над городом виселицы, расстреливаемые люди беспомощно протягивают руки, полковник Маккенау со свирепым лицом командует: «Огонь!» — и горький дымок разрухи стелется над развалинами.
А следом резкий монтажный стык: партизаны дают клятву мести, и как комментарий к их клятве на экране показывается взрыв моста, пожар нефтехранилища, поджог биржи труда. Это сделано с темпераментом и гневом. Тем острее ощущается здесь внутренняя односложность самих решений. [...]
В ряде работ (в частности, в «Очерках по истории советского кино») авторов «Секретаря райкома» упрекают в излишнем увлечении острыми сюжетными поворотами, в налете детектива и мелодрамы, несколько мешающем выявлению главного смысла, главного содержания фильма. Так, газета «Литература и искусство» в рецензии на фильм отмечала, что «сюжет фильма не нуждался в дополнительном обострении стертыми приемами авантюрно-приключенческой ленты». Думается, что как раз нуждался. Во многих произведениях о партизанской войне, таких, как «Люди с чистой совестью» П. Вершигоры, сюжетная канва весьма ослаблена, боевые действия проходят по большей части фоном. Автора обступают люди с их поисками своего места, своей судьбы на войне, с их вспоминаемым прошлым и угадываемым будущим, с неожиданными как будто алогичными поступками, за которыми открываются неизвестные ранее, обнаженные войной драмы.
Авторам «Секретаря райкома» еще неизвестно психологическое состояние людей, оставшихся в тылу врага, индивидуальные, а не общепонятные мотивы происходивших конфликтов. Организован отряд, создан партизанский лагерь, — что показывать дальше? Страшно оставить героев наедине с их мыслями в их быту, в их мечтах. «Про это» пока неизвестно. Поэтому персонажи «Секретаря райкома» все время должны действовать в острых коллизиях, сочиненных сценаристом. [...]
Интересно проследить, как мысль режиссера и сценариста, не находя опоры в реальном, в конкретном, постепенно все отчетливее входит в русло канонических приемов и решений. Так появляется шпион, к спасительной помощи которого часто прибегал кинематограф 30-х годов, когда конфликт угасал, а действие останавливалось. И, возникнув в середине картины, мнимый Орлов прочно утверждается па первом плане, оттесняя назад даже самого Кочета. [...]
Ванин изображает перед фашистами дремучего мужичка-полуидиота. Опять-таки мотив, заимствованный из прошлого, — такого жадного простачка разыгрывал комендант Кремля Матвеев перед заговорщиками в фильме «Ленин в 1918 году». Здесь этот мотив развивается, доводится до фарсового звучания. Великолепный артист Ванин ведет действие в двух планах: он ест курицу руками, громко икает, вытирает руки о скатерть, испуганно исподлобья смотрит на полковника Маккенау — Астангова, а затем благодушествует, разомлев от обильной еды. И лишь временами из-под опущенных век — оценивающий, холодный, острый взгляд. Но, конечно, при всей тонкости исполнения Ванина весь этот эпизод был сделан согласно условной природе приключенческого жанра, так же как последующий побег Кочета, когда он, схватив пистолет Маккенау и погрозив ему, выскакивает в окно и удаляется, минуя все кордоны. [...]
Главную ценность фильма исследователи кино военных лет видят в образе Степана Кочета — партийного руководителя, вожака масс. Действительно, Ванин хорошо исполнял роль в пределах, очерченных сценарными ситуациями. Его герой подкупал спокойным мужеством, дерзкой быстротой решений, сметливостью. Но сценарий заставлял его действовать в коллизиях слишком условных, чтобы поверить и достоверность самого Кочета.
ХАНЮТИН Ю. Ванин и другие // Предупреждение из прошлого. М., 1968
О фильме «Секретарь райкома»
Слаженность актерского ансамбля, художника, оператора в большой мере обеспечила стилистическое единство постановки. «Секретарь райкома», бесспорно, наиболее зрелое произведение Пырьева …. Однако, добиваясь сюжетной увлекательности, авторы иногда впадают в другую крайность: кое-где стремление поразить зрителя острым фабульным ходом становится для них самоцелью и отодвигает на второй план другое, более важное. Сюжет фильма не нуждался в дополнительных «обострениях» стертыми приемами авантюрно-приключенческой ленты. Авторы явно сами недооценили внутреннюю драматическую силу избранного ими материала. Зрителя волнует суровая романтика партизанского походного быта, увлекает величие характеров народных мстителей, идущих на подвиг во имя родины, гораздо больше, чем нехитрая приключенческая интрига.
ЕВСЕЕВ А. «Секретарь райкома» // Литература и искусство. 1942. 12 дек.