Смотреть Сердца четырёх (1941)
Главная
Следствие вели с... Леонидом Каневским
Криминальная Россия
Следствие ведут знатоки
Выступления Михаила Задорнова

Перейти на мобильную версию сайта





Одноклассники!

Смотреть Сердца четырёх (1941)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

«Сердца четырёх»
Сердца четырёх фильм плакат.jpg
Жанр

мелодрама
комедия

Режиссёр

Константин Юдин

Автор
сценария

Алексей Файко
Анатолий Гранберг

В главных
ролях

Валентина Серова
Евгений Самойлов
Людмила Целиковская
Павел Шпрингфельд

Оператор

Николай Власов
Борис Арецкий

Композитор

Юрий Милютин

Кинокомпания

Мосфильм

Длительность

94 мин.

Страна

СССРFlag of the Soviet Union (1923-1955).svg СССР

Язык

Русский

Год

1941

«Сердца четырёх» — художественный фильм, комедия, снят на киностудии Мосфильм в 1941 году режиссёром Константином Юдиным. Монтаж картины был завершен буквально накануне начала Великой Отечественной войны. Выход столь «легкомысленной» ленты, в которой командир Красной армии был водевильным персонажем, в тяжелейшее для страны время сочли неуместным, и картину выпустили в прокат лишь 5 января 1945 года, когда разгром нацистов был уже лишь делом времени.

Сюжет

В целом всё происходящее можно определить как комедию положений — классический водевиль. Действие сосредоточено вокруг двух обаятельных сестёр Мурашовых — строгой, своенравной Галины, доцента математики (Валентина Серова) и ветреной, несерьёзной студентки Шурочки (Людмила Целиковская). С другой стороны, важную роль по ходу сюжета играют персонажи-мужчины. Одного из них, подтянутого и остроумного военного, организовавшего на даче подготовку личного состава по математике, играет Евгений Самойлов, другого — чувствительного и интеллигентного, но несколько неловкого учёного-биолога — Павел Шпрингфельд.

События происходят в летней предвоенной Москве и за городом, куда отправляются обе сестры: одна для того, чтобы готовиться к переэкзаменовке, другая — проводить занятия по математике с военными из расположенных рядом с дачным посёлком «Юрьевских лагерей». Там же оказываются и другие герои. Все они попадают в различные смешные ситуации, прежде чем находят своё настоящее счастье.

О фильме

Необыкновенная лёгкость картины достигается виртуозной игрой актёров, отточенностью диалогов и реплик, восхитительной музыкой Ю. Милютина и текстами песен Е. Долматовского.

В 1945 году фильм вышел на экран и сразу же завоевал любовь зрителей, вызвав у них ностальгию по довоенному времени (в год выхода лента заняла 5-е место в списке лидеров проката — 19,44 млн зрителей).

После смерти Сталина в рамках борьбы с «культом личности» из картины были изъяты части эпизодов, в которых на заднем плане присутствовал «великий вождь» в виде портрета и статуи. При «восстановлении» фильма в 1988 г. все ранее изъятые моменты были возвращены в картину, но с переозвученной фонограммой. По телевидению в настоящее время показываются оба варианта.

В ролях

4 hearts.jpg
Zelikovskaya sm.jpg
  • Валентина Серова — Галина Сергеевна Мурашова, доцент математики
  • Евгений Самойлов — Колчин Пётр Никитич, ст. лейтенант, командир роты
  • Людмила Целиковская — Шура Мурашова, студентка
  • Павел Шпрингфельд — Глеб Заварцев, учёный-биолог
  • Любовь ДмитриевскаяАнтонина Васильевна Мурашова, мать
  • Ирина Мурзаева — Тамара Спиридоновна, соседка Мурашовых, маникюрша
  • Андрей Тутышкин — Аркадий Васильевич Ершов, профессор астрофизик
  • Александр Антонов — полковник
  • Всеволод Санаев — красноармеец Еремеев
  • Эммануил Геллер — пассажир; человек в очереди в телефон-автомат
  • Ростислав Плятт — профессор (в титрах не указан)
  • Татьяна Барышева — Журкевич, помощница профессора (в титрах не указана)
  • Анатолий Соловьёвкрасноармеец (в титрах не указан)
  • Николай Хрящиков — красноармеец (в титрах не указан)
  • Татьяна Говоркова — начальник станции (в титрах не указана)
  • Марина Гаврилко — кассир (в титрах не указана)
  • Николай Трофимовпродавец цветов (в титрах не указан)

Съёмочная группа

  • Режиссёр-постановщик — Константин Юдин
  • Авторы сценария — Алексей Файко, Анатолий Гранберг
  • Оператор — Николай Власов
  • Оператор комбинированных съёмок — Борис Арецкий
  • Художник — Георгий Гривцов
  • Художник по костюмам — М. Жукова
  • Композитор — Юрий Милютин
  • Текст песен — Евгений Долматовский
  • Звукооператор — Вениамин Киршенбаум
  • Звукооформитель — В. Ладыгина
  • Ассистент режиссёра — М. Калугин
  • Ассистент оператора — С. Галадж
  • Монтажёр — Лев Фелонов
  • Помощники режиссёра — В. Слонимский, Ф. Левшина, П. Пашков

Песни

В фильме две музыкальные темы, которые повторяются несколько раз. Первая из них — это песня, исполняемая Шурочкой, несколько строчек которой затем повторяет и Глеб Заварцев. Вторая тема — песня «Всё стало вокруг голубым и зелёным…» — сопровождает героев Серовой и Самойлова, а также является доминантой всего фильма в целом.

Интересные моменты

Мелочи

  • В комнате Мурашовых висит портрет Пушкина. Героиню Целиковской при этом зовут Александра Сергеевна.
  • Шура дважды передвигается по городу на троллейбусе № 4. Конечная остановка — Ленинские горы, где она и встречается с Колчиным.
  • Галина ездит на зарегистрированном велосипеде, у которого есть свой номер, а именно — 77328.
  • Колчин ездит на мотоцикле Л-300 "Красный Октябрь".
  • Позвонить по телефонному автомату в 19401941 г. стоит гривенник.
  • На столбе у троллейбусной остановки, на которую пришли Шура и Колчин, написан номер 33.
  • В то время, как Шура проваливает экзамен, на доске за спиной профессора виднеется отрывок какой-то фразы: «mens sana». Возможно, что это выражение «Mens sana in corpore sano» (Здоровый дух в здоровом теле) из «Сатиров» древнеримского поэта Децима Юния Ювенала (ок. 60 — ок. 127 г. н. э.). В оригинале это звучит как «Orandum est ut sit mens sana in corpore sano» (Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом).
  • Где расположены точно так называемые Юрьевские лагеря, определить сложно. У железнодорожной станции, где военные встречают Галину, есть километровый столб за номером 8094. Железнодорожная станция носит название «Берёзки». (Километровым столб 8094 есть также в фильме "Девушка с характером" с участием Валентины Серовой на десятой минуте. Скорее всего он был снят в 1939 году, а затем вставлен в этот фильм. Очевидно, что восемь тысяч километров от Москвы это Дальний Восток, который и изображен в фильме "Девушка с характером". Вряд ли они бы поехали из Москвы в такую даль.)
  • Колчин везёт Галину в «лагеря» на английском кабриолете ««Форд-Префект» модель E93A (машина была закуплена советской стороной для испытаний, вместе с «Опель Кадетом», «Остин-Севен», «Адлер-Трумфом», в качестве прообраза для будущего советского малолитражного автомобиля и после 6000 км пробегов и испытаний была признана лучшим из всех кандидатов); профессор Ершов отказывается ехать с ними, так как это «новая модель, на испытаниях». Возможно, здесь имеется в виду советский кабриолет КИМ-10-51, который успели выпустить к 1941-му году лишь небольшой партией в 20 штук, для испытаний. http://www.moskvichklub.cz/historie/kim%2018.jpg
  • Песня «Всё стало вокруг голубым и зелёным…» исполняется два раза, в обоих случаях без последнего куплета, так как он по смыслу не соответствует переживаниям героев и сюжетной линии в те моменты. В первый раз слова песни звучат из радиоприёмника машины. Женский голос, пропев два представленных выше куплета, начинает третий, совершенно отличный от того, что включён в общеизвестную версию песни. Разобрать о чём идёт речь сложно, так как герои в это время говорят, а затем и вообще выключают радио. Кроме того, при внимательном прослушивании можно обнаружить, что женщина произносит строку: «поёт соловей». Вероятно это была какая-то ранняя или рабочая версия песни. Второй раз героиня Серовой произносит всё так, как написано, и без последнего куплета. Тем не менее, последний куплет все же звучит в фильме один раз — когда Галина, героиня Серовой, едет на тележке на станцию, чтобы вернуться в Москву. Она грустит и напевает именно третий куплет.
  • Э. Геллер, кроме пассажира, сыграл ещё и нервного горца, которому срочно нужно было позвонить по телефону-автомату.
  • В фильме много возрастных несоответствий. В частности, 22-летняя Валентина Серова сыграла старшую сестру Мурашову, которой по фильму должно быть около 30 лет (так как она уже доцент). Андрей Тутышкин в 31 год сыграл старого профессора-астрофизика.
  • При восстановлении в 1988 году в фильм были возвращены ранее вырезанные кадры, где фигурировали портреты и гипсовая статуя Сталина, от которых сохранилось только изображение без звука. Евгений Самойлов и Всеволод Санаев — оба 76-летние — сами заново озвучили реплики своих героев Колчина и Еремеева, и в одном из их диалогов отчетливо слышны пожилые голоса. Переозвучены были и многие другие диалоги фильма, а также отдельные реплики, добавлены фоновые шумы. В переработке фонограммы фильма принимала также участие Л.Целиковская, роль В.Серовой в отдельных эпизодах была переозвучена другой актрисой. Была перезаписана увертюра и финальная музыкальная тема фильма, перерисованы титры, почти полностью повторившие оригинальные. Восстановленная версия 1988 г. имеет местами очень заметные дефекты пленки, отсутствующие в сокращенном варианте фильма с оригинальной фонограммой.

Особенности орфографии

  • На книге, автором которой является Галина, стоит фамилия Мурашева, однако в титрах значится Мурашова (и в оригинальных, и в новых в восстановленной версии 1988 года).
  • Письмо Колчина также представляет определённый интерес с точки зрения орфографии.
Письмо Колчина

Можно отметить отличное от нынешнего написание слова «притти» и использование такого графического средства, как апостроф вместо твёрдого знака.

Книга Галины

При скрупулёзном изучении фильма возможно полностью восстановить титульный лист работы Галины, которую Шура подарила Колчину.


Г. С. Мурашева
доцент М. Г. У.



КРИВАЯ ОШИБОК
И
ПОНЯТИЕ СЛУЧАЙНОСТЕЙ



ОГИЗ
Государственное издательство
научно-технической литературы
Москва — Ленинград

1940

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения. Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.