Смотреть Советские игрушки (мультфильм, 1924)
Главная
Следствие вели с... Леонидом Каневским
Криминальная Россия
Следствие ведут знатоки
Выступления Михаила Задорнова

Перейти на мобильную версию сайта





Одноклассники!

Смотреть Советские игрушки (мультфильм, 1924)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Режиссер: Дзига Вертов

Оператор: Александр Дорн

Художники: Иван Беляков, Александр Иванов (XVI)

Страна: СССР

Производство: Госкино (Культкино)

Год: 1924

Сатира на нэпманов и духовенство.
Экранизация политшаржей художника Дени, печатавшихся в газете "Правда".

В последние годы у нас часто писали о Д. Вертове только как о путанике и заядлом формалисте. Вертов действительно был путаником, отдавшим немалую дань формалистическому штукарству. Но, трезво отдавая себе отчет во всех его недостатках. Мы не имеем права замалчивать тот большой новаторски вклад, который он сделал в молодое революционное киноискусство. Пусть Вертов неверно оценивал свои собственные работы — его «Киноправда» прокладывала путь к реализму советского кино, она была первой в кинематографии попыткой правдивого отображения и осмысления новой, революционной действительности. Взгляды Вертова на природу киноискусства формировались под влиянием самых вульгарных конструктивистских теорий. Но ведь именно Вертов (как и Кулешов, испытавший сходные влияния) разработал основы современного киномонтажа, подготовив тем самым почву для поисков Эйзенштейна, Пудовкина и Довженко. Широко известно, что Вертов отрицал право на художественный вымысел. Но именно он внедрил в киноискусство такую форму художественного вымысла, как мультипликация. […]

Советская мультипликация в работах пионеров этого нового вида кино возникала как искусство политическое, как особая кинематографическая форма политической графики — плаката и карикатуры одновременно. Такие задачи, в частности, ставили перед собой Вертов, Бушкин и Иванов. Все восемь фильмов, сделанных Бушкиным как под руководством Вертова, так и самостоятельно, были посвящены актуальным политическим темам и трактованы в сатирическом плане. […]

Существенный недостаток самых первых работ Бушкина и Иванова, выполненных в коллективе Вертова, состоял в том, что они оказались вне русла сатирической литературы и графики, имевших к тому времени в нашей стране немалые творческие достижения. Это, очевидно, произошло в результате свойственного Вертову крайнего эгоцентризма. Вертов в те годы не только противопоставлял свои поиски искусству прошлого — с упорством сектанта он доказывал, что только он и его единомышленники занимаются подлинным творчеством. Эгоцентризм, мелкобуржуазное оригинальничание, сказавшиеся в творчестве и многих других представителей художественной молодежи первой половины 20-х годов, помешали Вертову и находившимся под его влиянием художникам воспользоваться имеющимся в литературе и изобразительных искусствах опытом для того, чтобы найти правильное сюжетное и графическое решение своих замыслов. […]

В первом советском мультипликационном фильме «Советские игрушки» была сделана попытка сатирически осмеять капиталистические элементы нашей страны, показать их грядущую судьбу в государстве трудящихся. Это была довольно бессвязно рассказанная сказочка-лубок о буржуе. Фильм не имел ни сценария, ни сколько-нибудь оформленного сюжета, ибо Вертов принципиально отрицал и кинодраматургию и сюжетную кинематографию. Действие поэтому развивалось весьма нелогично. Туманная, натянутая символика уживалась в этом фильме рядом со сценами, исполненными самого грубого натурализма. Как и в большинстве своих картин, Вертов стремился в «Советских игрушках» решить две задачи — идейную и экспериментальную, связанную с исследованием художественных средств кино. Но вторую задачу он сумел подчинить первой. И поэтому, когда ему представлялась возможность продемонстрировать какой-нибудь эффективный трюк, он делал это, не задумываясь о том, как этот трюк скажется на содержании фильма.«

ГИНЗБУРГ С. Рисованный и кукольный фильм. М., 1957.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения. Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.