Смотреть Поликушка (1919)
Главная
Следствие вели с... Леонидом Каневским
Криминальная Россия
Следствие ведут знатоки
Выступления Михаила Задорнова

Перейти на мобильную версию сайта





Одноклассники!

Смотреть Поликушка (1919)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения. Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.

Первый съемочный день. Перед Москвиным устанавливается съемочный аппарат.

— Мне кажется, — говорит Москвин, следя за манипуляциями, которые проделывал Желябужский, — что оператор в нашем деле — самый страшный человек. Режиссер и актер мучаются, проверяют каждый жест, напрягают всю свою волю, заботятся о каждом мимическом нюансе, и вдруг в вашей машине вы повернете чуть-чуть не так какой-нибудь винтик, и окажется, что все наши старания пропали бесследно. Темное дело! На сцену в театре выходишь и видишь тут же результаты работы каждого, а в кино результат зависит от работы разных колесиков, от качества пленки. А потом, после того как мы тут кончим сниматься, лента уходит в лабораторию, попадает в руки химика, и наша судьба уже зависит от его таланта, от ловкости его рук, да еще от качества химикалий. И, наконец, если и оттуда лента выйдет благополучно, мы все же еще ничего не видим. Мы попадаем в просмотровую комнату, и тут многое зависит от того, как там будет "крутить" механик... [...]

Не придав должного значения предупреждениям, Москвин не оберегал глаз от "юпитеров" и все посматривал с тревогой, не мигают ли они. В результате — сильный ожог глаз. [...]

Ожог глаз не был единственной неприятностью И. М. Москвина на его первой съемке. Просмотр на экране заснятого материала обнаружил излишнюю суетливость Поликея, резкость движений и жестов актера. [...]

Хотя Москвина и предупреждали о предательских свойствах кинематографа подчеркивать, огрублять, делать более резкими движения, которые в жизни кажутся более естественными и нормальными, артист не нашел внутреннего критерия для контроля над своими жестами. […]

Напомним, что это было в условиях 1919 года. Негативная пленка была на исходе. Война и блокада приостановили импорт киноматериалов из-за границы, а собственного производства пленки у нас еще не было. Коллектив "Русь" не имел никаких запасов, снимать приходилось на старой пленке, случайно приобретаемой небольшими количествами (20–100 метров), иногда уже покрывшейся вуалью. Поэтому на съемке был установлен в буквальном смысле голодный режим расходования негативного материала. На весь фильм "Поликушка" длиной около 2000 метров (следовательно, за вычетом длины надписей при длине негатива около 1800 метров) было израсходовано всего 2500 метров негативной пленки. Это ставило актеров в исключительно трудные условия работы. Пересъемки и дубли были почти невозможны и осуществлялись лишь в редких случаях за счет точного, предварительного (во время тщательных репетиций) сговора режиссера и оператора о начале включения аппарата и о прекращении съемки; это позволяло до минимума сократить срезки кусков во время монтажа.

Москвин являлся на съемку настолько подготовленным, что репетиции перед аппаратом нужны были ему, по сути дела, только для нахождения точной мизансцены, для определения границ кадра и для окончательной установки осветительной аппаратуры, тогда весьма несложной и имевшейся в небольшом количестве. [...] Чтобы не рассеять собранного актерского состояния и остаться до конца съемки неутомленным, И.М. Москвин подчинял свой день в киностудии строгому регламенту. Он уклонялся от излишних разговоров, придерживался умеренного режима питания, уединялся в своей комнате с книгой в руках. [...] Ошибки первых дней съемки были учтены Москвиным с беспощадной самокритичностью. Вскоре ему удалось избежать чрезмерной суетливости и резкости движений и жестикуляций. С тем большим старанием стал он отыскивать выразительные детали. Чтобы подчеркнуть душевное состояние Поликея, Москвин проявил высокую изобретательность художника, дополняя фантазию сценариста и режиссера.

Так рождены были сильнейшие сцены в фильме. […]

АЛЕЙНИКОВ М. Пути советского кино и МХАТ. М., 1947.

О фильме "Поликушка"

[...] Поставленная в 1919 году картина почти не демонстрировалась в СССР, но успела обойти экраны кинематографа всего мира. [...]

[...]НАИБОЛЕЕ ЯРКОЕ В КАРТИНЕ — ЭТО ИГРА МОСКВИНА. В ней очень мало того, что принято понимать под кинематографической трактовкой типа. Москвин "дает" Поликушку сугубо театральными приемами. Каждый его жест, движение, мимика лица, пускай и сценичные, по наглухо пристегнутые к самому действию и формирующие его. Москвин один говорит и дает зрителю больше, чем фильма в целом. Он разбил свою роль на десятки отдельных кусочков, деталей, из которых каждый по-своему потрясающ. И трудно сказать, что производит большее впечатление: методическая подготовка к самоубийству, обнаружение пропажи денег или постоянный характерный для Поликушки жест — вытирание носа полой полушубка. В каждом эпизоде, крошечном положении, держащемся на экране несколько секунд, Москвин приковывает к себе внимание зрителя, сосредоточивает на своей фигуре и создает яркий, убедительный и правдивый тип. И если бы сценарий окружил Москвина иной социальной атмосферой и дал ему повод к толкованию Поликушки в плане более резкого выявления действительного положения вещей эпохи — картина была бы безупречной даже с точки зрения продукции сегодняшнего дня. […]

НЕДОБРОВО В. ["Поликушка"] // Жизнь искусства. 1926. № 29.

О фильме "Поликушка"

"Поликушка" А. А. Санина — смелый вызов кинематографии сегодняшнего дня. Это какой-то до гениальности простой синтез театрального искусства, медлительной литературной повести и кинематографической техники. […]

И. М. Москвин, которого мы рады встречать везде и всегда, использован, если можно так выразиться, полностью. Больше, чем требовал бы самый терпеливый зритель. Москвин играет вовсю, подчиняя своей воле монтажный план и сосредотачивая исключительное внимание на столь знакомой, москвинской сценической манере, еще преувеличивающейся на экране, в перемеживающихся первых планах. Это в общем — увековечение сценического Москвина. Но промелькнул на экране и Москвин кинематографический. Моменты от поездки Поликея за деньгами до конца роли — самые яркие, и многие из них наиболее бесспорные во всей картине. Москвин здесь более сдержан, сосредоточен, экономен в средствах выражения. Эти моменты самоценны, вне связи с остальным и с комедийно-бытовыми импровизациями Москвина. […].

ВЕРОНИН С. ["Поликушка"] // Кино. 1922. № 2.