Смотреть Подкидыш (1939)
Главная
Следствие вели с... Леонидом Каневским
Криминальная Россия
Следствие ведут знатоки
Выступления Михаила Задорнова

Перейти на мобильную версию сайта





Одноклассники!

Смотреть Подкидыш (1939)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения. Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.

Подкидыш
Постер Подкидыш.jpg
Жанр

комедия

Режиссёр

Татьяна Лукашевич

Автор
сценария

Рина Зелёная,
Агния Барто

В главных
ролях

Ростислав Плятт
Рина Зелёная
Фаина Раневская
Вероника Лебедева

Оператор

Семён Шейнин

Композитор

Николай Крюков

Кинокомпания

Мосфильм

Длительность

68 мин

Страна

СССРFlag of the Soviet Union (1923-1955).svg СССР

Язык

Русский

Год

1939

«Подки́дыш» — художественный фильм производства киностудии «Мосфильм» 1939 года. Один из самых первых семейных фильмов в Советском Союзе, сценаристами которого стали актриса Рина Зелёная и писательница Агния Барто.

Сюжет

Ростислав Плятт и Вероника Лебедева в фильме «Подкидыш» (кадр из фильма)

Мать в своё отсутствие просит присмотреть за пятилетней Наташей её старшего брата, но тот, занятый пионерским поручением, не замечает, что девочка ушла из квартиры. Непоседливая девочка знакомится с детсадовскими детьми и приходит в детский сад за ними, но, пока заведующая звонит в милицию, уходит гулять снова.

Затем оказывается рядом с квартирами холостого геолога и пожилой дамы — зубного врача, которые проявляют искреннее участие к девочке, и геолог даже хочет её удочерить, но Наташа снова уходит, пока тот препирается с соседкой по поводу методов воспитания.

Далее девочка выскакивает на проезжую часть, погнавшись за кошкой. Ей бежит на помощь школьный товарищ её брата, девочка Нина, которая хочет отвести её в милицию, но инициативу перехватывает семейная пара — Ляля и Муля. Ляля, властная женщина мещанского толка, из лучших побуждений решает оставить девочку себе, и Муля, привыкший быть «под каблуком» у жены, не может отговорить её от такого серьёзного шага.

Тем временем брат Наташи, обнаружив её отсутствие, мечется по улицам Москвы в поисках. В конце концов девочка нашлась, а люди, которые познакомились с ней, впоследствии будут с радостью вспоминать доставленные ею счастливые хлопоты.

История фильма

Кадр из фильма. Ляля (Ф. Раневская), Муля (П. Репнин) и Наташа (В. Лебедева) на улице Горького.

В годы Великой Отечественной войны негатив фильма погиб во время бомбардировок, однако, в Госфильмофонде СССР была найдена сохранившаяся позитивная копия. В период 1950-х фильм подвергся небольшим десталинизационным купюрам. В 1988 году оригинальная непорезанная версия подверглась реставрации (некоторые сцены и музыка были переозвучены, кадры с памятником Сталину на ВСХВ были окончательно удалены) и была заново выпущена в прокат. Тем не менее, общее качество звука оказалось невысоким по сравнению с оригиналом 1939 года.

Оригинальная версия 1939 года (с оригинальными титрами, фонограммой и не вырезанными кадрами) периодически транслируется по телевидению и тиражируется на DVD.

Никто из детей, сыгравших в фильме, в кино более не снимался. Вероника Лебедева, сыгравшая Наташу, после замужества сменила фамилию на Синицыну, и в 1970-е годы работала редактором и рецензентом в ряде московских издательств, затем преподавала английский язык; в настоящее время на пенсии, проживает в Москве. Дмитрий Глухов (Юра) умер в 2006 году. Судьба Элины Быковской (Нина) неизвестна. По некоторым данным, во время войны 15-летняя Элина была вывезена из Москвы на эвакопоезде. Однако состав попал под бомбёжку. Лев Аннинский в дальнейшем известен как литературовед. В одном из эпизодов снялась известная в будущем тренер Е. А. Чайковская.

В эпизодах, где Наташа подходит к продавцу воздушных шаров и знакомится с детьми из детского садика, можно увидеть панораму Чистых прудов, в других сценах показаны улица Горького, начало Ленинского проспекта (который тогда назывался Большой Калужской улицей), ВСХВ и Большая Ростокинская (ныне ВДНХ и проспект Мира), Манежная площадь, угол Моховой и Коминтерна (Воздвиженки). В кадрах фильма можно увидеть весь московский транспорт довоенных лет — автомобили ГАЗ-М1, ЗИС-101, ГАЗ-АА, автобусы ЗИС-8 и ЗИС-16, троллейбус ЯТБ-3, трамвайные вагоны БФ и М-38, а также вестибюль метро «Площадь Свердлова» («Театральная»).

В эпизоде со встречей футбольной команды снимались настоящие футболисты московского «Спартака» — Андрей Старостин и Станислав Леута.

Колоризированная версия

В 2010 году версия 1988 года была колоризирована. Работы по колоризации были проведены в Лос-Анджелесе по заказу «Первого канала».

В ролях

  • Вероника ЛебедеваНаташа
  • Дима Глухов — Юра, брат Наташи
  • Фаина Раневская — Ляля
  • Пётр Репнин — Муля, муж Ляли
  • Ростислав Плятт — холостяк
  • Рина ЗелёнаяАриша, домработница
  • Ольга Жизнева — Неля Валерьяновна, мама Наташи и Юры
  • Эля Быковская — Нина
  • Виктор Громовотец Нины
  • Татьяна Барышева — зубной врач
  • Витя Бойко — Алёша
  • Андрей Старостин — футболист
  • Станислав Леута — футболист
  • Лев Аннинский — мальчик из детского сада (нет в титрах)
  • Николай Арскийначальник милиции (нет в титрах)
  • Иван Лобызовский — Сергеев (нет в титрах)
  • Фёдор Одиноков — прохожий (нет в титрах)
  • Николай Орлов — филателист (нет в титрах)
  • Анатолий Папанов — прохожий (нет в титрах)
  • Лев Ивановраспорядитель (нет в титрах)
  • Николай Юдин — дворник (нет в титрах)
  • Иона Бий-Бродский — попутчик Наташи (нет в титрах)
  • Надежда Ковалёва — заведующая детского сада (нет в титрах)
  • Эдуард Иванов — маленький мальчик (нет в титрах)

«Подкидыш». Первый советский семейный фильм

В январе 2015 года исполнилось 75 лет «Подкидышу» Татьяны Лукашевич — первой советской семейной комедии. Фильм не имел официальных наград, но был невероятный зрительский успех, во многом благодаря неподражаемому доброму юмору и блистательным актерским работам Фаины Раневской, Рины Зеленой, Ольги Жизневой, Ростислава Плятта и Петра Репнина.

Сценарий фильма создан известной детской писательницей Агнией Барто в соавторстве с актрисой Риной Зеленой.

Десятки фраз, прозвучавших в нем, стали крылатыми и прочно вошли в нашу жизнь:

- Скажи, маленькая, что ты хочешь, чтоб тебе оторвали голову или ехать на дачу?

- У нас так в 57 квартире — старушка попросила воды напиться. Потом хватились — пианины нету.

- Мой ребенок, чем хочу, тем и кормлю

- Я вас категорически прошу не вмешиваться в моего ребенка!

- Трое играющих берут четыре фишки, причем пятый всё время выкидывает.

Режиссерская энциклопедия. Составитель: Лев Рошаль (НИИ киноискусства)

Эта картина Т. Лукашевич поистине уникальна. И уникальность ее становится очевидной, если вспомнить время, в которое она возникла – коллективизация и милитаризация страны в условиях тоталитарного режима накануне мировой катастрофы, голос которой уже можно было хорошо расслышать в 1939 году. А на экране рождался мир, как бы ничего об этом обо всем знать не желающий. Возникала детская страна Утопия, главное настроение которой можно было определить строками колыбельной, звучащей в фильме: «В нашем городе большом каждый ласков с малышом». Утопический мир благостного единения людей возникал в тот момент, когда Наташа делала первые шаги в своем путешествии, пренебрегши назиданиями старшего брата Юры, который, вместе с товарищами-пионерами, производит довольно унылое впечатление в силу своей образцово-показательности. Первый шаг Наташи – это открытие живого, многообразного, удивительно увлекательного мира, противостоящего идеологической регламентированности того реального социально-политического пространства, в котором картина рождается и куда сама Лукашевич грузно вернется в картине «Аттестат зрелости», вышедшей на экраны в 1954 году и имевшей, пожалуй, не меньший успех у зрителя, чем «Подкидыш».


«Записки социальной психопатки», Фаина Раневская

В 1940 году на экраны вышел фильм «Подкидыш», и на Раневскую обрушилась настоящая слава.

Прочитав сценарий Агнии Барто и Рины Зеленой, Раневская спросила: «Скажите правду, сценаристы роль Ляли писали под меня?» И, разумеется, на эту роль она согласилась сразу и с большой радостью.

Пожалуй, «Подкидыш» — это первый советский семейный фильм. В нем практически нет идеологии, а история, которая там рассказывается, могла произойти когда угодно и где угодно. Маленькая девочка потерялась, гуляет по городу и знакомится с разными людьми, которые то пытаются найти ее родителей, то хотят ее удочерить. Среди этих людей и героиня Раневской — властная, безумно любящая детей женщина с мужем-подкаблучником по имени Муля.


«Разрозненные страницы», Рина Зеленая

Сценариев ни я, ни Барто до этого не писали, как это делается, не знали, может быть, поэтому мы ничего не боялись и нас не пугали никакие трудности. Больше того, просидев достаточно долго, мы даже закончили работу.

Когда мы писали сценарий, было твердо решено, что роли взрослых должны исполнять самые замечательные актеры. Например, я предложила Ростислава Плятта и Фаину Раневскую, моих любимых актеров, хотя они еще ни разу до тех пор не снимались в кино. Это было, конечно, наивно с нашей стороны воображать, что они согласятся сниматься и что роли им непременно понравятся. Но произошло чудо. Р. Плятт немедленно и с радостью согласился играть роль трогательного холостяка, мечтавшего усыновить подкидыша. Ф. Раневская, которую экран пока еще ничем не прельстил, из дружеских чувств к авторам милостиво согласилась сниматься. Молодой режиссер Т. Лукашевич, уже имевшая за плечами несколько картин, одобрила и сценарий, и предложенных нами актеров.

Теперь оставалось совсем немного: найти четырехлетнюю героиню. И вот тут-то неожиданно начались мучения.

Где же взять такую актрису, которая бы подходила по всем статьям? Ассистенты, вторые режиссеры прямо сбились с ног… Но вот, долго ли, коротко ли, — ура! Вдруг нашли.

Лучше не придумаешь! Все ликуют. Наконец-то наш очаровательный «подкидыш» — Наташка (Вероника Лебедева) стоит в кабинете директора картины, окруженная взрослыми, и непринужденно со всеми беседует, как маленькая фея. Съемочная группа в восторге от ее болтовни, от кудрей и улыбки. Всем, всем хороша, ни одного недостатка! И только потом, во время съемок, выяснилось, кого мы нашли. Внешность этого ангела ничего общего не имела с ее характером. Все другие дети, приглашенные в картину, — ребятишки из детского сада, брат Наташки, по сценарию Юрка, — все весело и охотно снимались, слушались режиссера, выполняя все ее указания. Но этот чертенок Наташка приводила всех в отчаяние.

Да, я-то хорошо помню эти ужасные дни. Совершенная катастрофа. Драгоценное время уходит. Весь съемочный коллектив: операторы, осветители, актеры в гриме, костюмах, дети из детского сада с воспитателями — ждут за часом час. Чистые пруды перекрыты милицией. А Наташка ни за что не желает сниматься. Тогда на помощь режиссеру бросаются приехавшие на съемку авторы. Они-то уж твердо уверены, что прекрасно знают детей и сумеют уговорить одного несносного ребенка. Куда там! Наташка топает ногами и начинает реветь. И вот в минуту полного отчаяния, когда оператор стал уговаривать эту злодейку хоть на минутку подойти к аппарату, вдруг она потребовала, чтоб тогда он подарил ей велосипед. Тот, конечно, пообещал подарить ей велосипед и вообще все, что она захочет. Тогда Наташка строго предупредила его:

— Значит, как только я подойду к твоему аппарату, сразу давай велосипед, и я поеду домой.

«Актриса» подошла к аппарату и важно заявила:

— Ну, снимай скорей, а то мы с мамой сейчас уедем.

Но тут подошла Татьяна Николаевна и спокойно ей сказала:

— Сейчас мы будем тебя снимать, только имей в виду, что велосипеда тебе подарить никак нельзя.

Наташка завопила:

— Это не твой велосипед! Это дядикостин велосипед!

— Нет, — говорит Татьяна Николаевна. — Этот велосипед принадлежит киностудии, и его никому нельзя подарить.

Но вдруг происходит неожиданное: она внезапно успокаивается, подходит к оператору и говорит:

— Ну, раз это не твой велосипед, давай я и так буду сниматься.

Это было настоящее укрощение строптивой. Очевидно, серьезная простота, с которой обратилась к ней Татьяна Николаевна, была для нее столь непривычной, что с тех пор все пошло прекрасно.

Фаина Георгиевна Раневская, создавшая ярчайший характер особы, непреклонно, с большим апломбом разговаривающей со всеми и не терпящей возражений, после выхода картины на экраны буквально не могла спокойно пройти по улице. Эта фраза: «Муля, не нервируй меня» (лейтмотив ее роли), произносимая ею с неподражаемой интонацией, настолько запоминалась, что дети повсюду бегали за ней, крича: «Здравствуй, Муля!», «Муля, не нервируй меня!» Раневская злилась и бесновалась, но это ничего не меняло. В одном из своих интервью Фаина Георгиевна сообщала, что эта роль не принесла ей никакого удовлетворения. А недавно Раневская рассказывала: «Случалось, что во время съемок «Подкидыша» нам приходилось сниматься на шумной улице Горького; тут же репетировать и записывать фонограмму. Толпа нас окружала постоянно, несмотря на все усилия милиции. У меня лично было такое чувство, что я моюсь в бане и туда пришла экскурсия сотрудников из Института гигиены труда и профзаболеваний».

______________


В Таганроге в 2008 году был поставлен памятник великой актрисе Фаине Раневской. Бронзовая скульптура работы Давида Бегалова, изображающая Раневскую в роли Ляли из фильма «Подкидыш», установлена на улице Фрунзе возле дома, где прошло детство и юность актрисы.