Смотреть Кот в сапогах (мультфильм, 1938)
Главная
Следствие вели с... Леонидом Каневским
Криминальная Россия
Следствие ведут знатоки
Выступления Михаила Задорнова

Перейти на мобильную версию сайта





Одноклассники!

Смотреть Кот в сапогах (мультфильм, 1938)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения. Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.

Кот в сапогах
Кот в сапогах (кадр из мультфильма, 1938).JPG
Тип мультфильма

рисованный

Жанр

сказка

Режиссёр

Валентина Брумберг
Зинаида Брумберг

На основе

Шарль Перро

Автор сценария

А. Карпов
Валентина Брумберг
Зинаида Брумберг

Композитор

Никита Богословский

Оператор

К. Крылова

Студия

Союзмультфильм

Страна

СССРFlag of the Soviet Union (1923-1955).svg СССР

Длительность

12 мин.

Премьера

1938

«Кот в сапогах» — мультипликационный фильм снятый Валентиной и Зинаидой Брумберг в 1938 году на студии Союзмультфильм. Музыкальная экранизация сказки Шарля Перро. Музыка Никиты Богословского.

Сюжет

Если хитростью врага возьмёшь, никогда не пропадёшь.

Мельник, умирая оставил сыновьям наследство. Старшему — мельницу, среднему — осла, а младшему — кота.

Хитрый кот надел сапоги и шляпу хозяина, уверенно направился в королевский замок и с помощью подарков, пробудил интерес к своему хозяину, названному им маркизом Карабасом.

Заинтригованная монаршая семья отправилась в гости к такому любезному дворянину. В дороге, подговорённые котом, косари и жнецы говорили, что поля, на которых они работают принадлежат маркизу Карабасу. Сам сын мельника залез в озеро и по наущению кота притворился тонущим. Его выловили, переодели в богатое платье и продолжили путь.

На очереди оставался только замок — им оказалось жилище людоеда. Кот попросил у известного своим знанием волшебства чудовища, превратиться в льва, а затем в мышку. После чего придушил его с лёгкостью. Перед приехавшим королём предстал замечательный замок маркиза Карабаса — готового жениха его дочери.

Над фильмом работали

  • Сценаристы: А. Карпов, Валентина Брумберг, Зинаида Брумберг
  • Режиссёры:
    • Валентина Брумберг
    • Зинаида Брумберг
  • Художники:
    • К. Малышев
    • Надежда Привалова
    • Лидия Резцова
    • Фаина Епифанова
  • Оператор: К. Крылова
  • Композитор: Никита Богословский
  • Звукооператор: С. Ренский

Валентина и Зинаида Брумберг

Сестры Брумберг увлекались рисованием, и поля их учебников были испещрены маленькими зарисовками – портретами сказочных героев, сценами из рыцарской жизни. По признанию самих сестер, эти зарисовки оказались впоследствии близки сюжетам и образам мультипликации, искусству, о котором в то время они никакого понятия иметь не могли.

Сестры были абсолютно непохожи. Невысокая, очень подвижная Валентина быстро загоралась какой-нибудь идеей, была легка на подъем, всем живо интересовалась. При этом были удивительны трудолюбие и дисциплина, с которыми она отдавалась своему делу. По сравнению со своей стремительной сестрой Зинаида была сдержанна, даже медлительна, но так же работоспособна и дисциплинированна. И по принципу «крайности сходятся» они проработали всю жизнь вместе. Разница характеров оказалась даже плодотворной. Драматурги и художники, связанные с сестрами, говорили, что если Валентина горячо подхватывала чье-то предложение, какой-то вариант, то Зинаида, очень трезвая и упорная, была способна охладить пыл старшей сестры. Николай Эрдман, сценарист и многолетний друг сестер Брумберг, всегда говорил: «Такие разные сестры. Одна – Валентина, куртизанка, играет на бегах, ночью по ресторанам ходит. А другая – Зинаида, сидит дома и ест лапшу».

Мультипликация была их жизнь, их судьба, их счастье. И ей они отдавали всё, всю свою жизнь. Им повезло в творчестве. Они работали со многими прекрасными, чрезвычайно талантливыми людьми. В первую очередь это имеет отношение к сценаристам. Ими были Юрий Олеша, Михаил Вольпин, Николай Эрдман. Но и сами они были очень талантливы. Они создавали потрясающую атмосферу на студии «Союзмультфильм». И все на студии завидовали этой группе, потому что с сестрами Брумберг было делать фильмы очень весело. И именно заразительный огонь сердец сестер Брумберг помог им создать такие разные и по характеру, и по материалу фильмы, как «Самоедский мальчик», который они сделали вместе с Ольгой и Николаем Ходатаевыми, искрометную «Сказку о царе Дурандае», сделанную с Иваном Ивановым-Вано, и замечательную «Пропавшую грамоту», классику нашей мультипликации, «Большие неприятности» и много, много других фильмов.

Лана Азарх


Есть такое выражение «светлая память». Я думаю, что к сестрам Брумберг более всего подходит «светлая и веселая память». Я их помню именно такими – шумными, энергичными невероятно, в какой-то степени даже легкомысленными и несерьезными в работе. Хотя я знаю, что они очень много и тщательно готовились к своим картинам. А вообще мне приятно просто их вспоминать, потому что я сам становлюсь моложе, веселей и энергичней. Возвращается что-то потерянное…

Фёдор Хитрук


Валентина и Зинаида Брумберг почти всегда работали вместе. По окончании в 1925 году Вхутемаса участвовали в создании первых советских мультфильмов, например «Китай в огне». Сначала выступали как художники-мультипликаторы, затем – как режиссеры. Их произведения разнообразны и по жанру, и по стилю, и по характеру. Они выпускали фильмы-плакаты, бытовые комедии, шаржи, басни, народные лубки, современные сказки, научно-фантастические фильмы, экранизировали классику.

В творческом содружестве с Николаем и Ольгой Ходатаевыми сестры Брумберг поставили фильм «Самоедский мальчик» (1928), с Иваном Ивановым-Вано – «Сказку о царе Дурандае» (1934) и «Стрекозу и муравья» (1935). С 1937 года работали самостоятельно на киностудии «Союзмультфильм».

Поначалу сестры Брумберг снимали сказки для детей: «Заяц-портной» (1937), «Красная Шапочка» (1937), «Ивашко и Баба Яга» (1938). В 1943 году при создании «Сказки о царе Салтане» использовали способ «эклер» – предварительную съемку актеров, с тем, чтобы потом перевести их движения и мимику в графику. Опыт оказался не совсем удачным: переизбыток «эклера» превратил некоторые сцены в суррогат актерской игры.

Первый значительный успех – «Пропавшая грамота» (1945) по мотивам произведений Гоголя. Художники Евгений Мигунов и Анатолий Сазонов попытались представить на экране национальный колорит украинской деревни. В большей степени это удалось в следующей экранизации Гоголя – «Ночь перед Рождеством» (1951; художники – Пётр Репкин, Александр Беляков, Надежда Строганова).

Громкий успех принес сестрам Брумберг фильм «Федя Зайцев» (1948) по сценарию Михаила Вольпина и Николая Эрдмана, ставший настоящим событием в послевоенном кинематографе. По сюжету, Федя Зайцев нарисовал на стене своего класса человечка, но, испугавшись ответственности, промолчал о своем поступке и подвел товарища. Когда Федя вернулся домой, все игрушки и герои любимых книг покинули его. Фильм отличают лаконичность фраз, изящные переходы к стихам, тончайшая ирония в поступках оживших игрушек, любопытные второстепенные персонажи – в частности, неизвестное животное, нарисованное на асфальте. А герой истории – нарисованный на стене человечек – на долгие годы стал эмблемой «Союзмультфильма». Впоследствии режиссеры сняли ремейк этой ленты – «Человечка нарисовал я» (1961).

Историки кино называют лучшей работой сестер Брумберг сатирический фильм «Большие неприятности» (1961; художники – Лана Азарх и Валентин Лалаянц), в котором повествование ведется от лица девочки. Изобразительный ряд фильма выполнен в стиле детских рисунков. Картина сыграла важную роль в обновлении и обогащении художественной выразительности анимационного рисунка, использовании метафорического языка и условности анимации.

Сестры Брумберг сотрудничали с писателями Михаилом Вольпиным, Николаем Эрдманом, Юрием Олешей, композитором Александром Варламовым, актерами Михаилом Яншиным, Борисом Ливановым, Эрастом Гариным, Сергеем Мартинсоном. Они перенесли на экран ряд произведений детской мировой классики: помимо вышеупомянутых экранизаций Гоголя это «Три толстяка» (1963), «Храбрый портняжка» (1964), «Кот в сапогах» (1938 и 1968), «Капризная принцесса» (1969), «Кентервильское привидение» (1970).

С конца 50-х годов сестры Брумберг сотрудничали исключительно с художниками Ланой Азарх и Валентином Лалаянцем. Вместе создали фильмы «Стёпа-моряк» (1955), «Палка-выручалка» (1956), «Тайна далёкого острова» (1958), «Про злую мачеху» (1966), «Огонь» (1971), «С бору по сосенке» (1974).

В фильмографии сестер Брумберг – более 40 фильмов