Смотреть Конек-Горбунок (1941)
Главная
Следствие вели с... Леонидом Каневским
Криминальная Россия
Следствие ведут знатоки
Выступления Михаила Задорнова

Перейти на мобильную версию сайта





Одноклассники!

Смотреть Конек-Горбунок (1941)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Режиссер: Александр Роу

Сценарист: Владимир Швейцер

Оператор: Георгий Рейсгоф

Композитор: Леонид Половинкин

Художник: Алексей Уткин

Страна: СССР

Производство: Союздетфильм. Киностудия им. Горького (восстановление)

Год: 1941

Премьера: 31 июля 1941

Актеры: Пётр Алейников, Марина Ковалёва, Вениамин Гут, Георгий Милляр, Лев Потёмкин, Н. Урусова, Михаил Трояновский, Анатолий Жуков (II), Николай Горлов, Александр Тимонтаев

Жанр: сказка, экранизация

Экранизация замечательной сказки в стихах Петра Ершова - о приключениях Иванушки-дурачка и его верного друга Конька-Горбунка...

Фильм Роу — «Конек-Горбунок» был первым опытом постановки киносказки не по мотивам фольклора, а на основе классического литературного первоисточника.
Знаменитая сказка Ершова по своему характеру «просилась» на экран. Сценаристом снова был верный друг и творческий помощник. Роу Владимир Швейцер. Сценарий не был копией сказки Ершова, но кинематографический сюжет был выстроен по ее мотивам. Не отказываясь от стихотворного текста, в ряде основных сцен кинематографисты порой как бы забывали о нем.
Из сказки Ершова, естественно, перешли в фильм основные персонажи — Конек-Горбунок, Иванушка, его братья и т. д. Однако трактовка образов большинства героев — и изобразительная и драматургическая — все же отчетливо свидетельствовала о поисках своеобразной, присущей только Роу стилистики. Я имею в виду открыто комедийную, а порою и гротесковую окраску не только самих персонажей, но и их поступков.
Так, в духе народной бытовой сказки был решен весь комплекс сцен царева двора. Царь Афрон, царский спальник Чихирь (все тот же артист Г. Милляр)— все это персонажи подчеркнуто комедийно-сатирического плана.
Новым для Роу были подводные съемки. По сюжету Иван в поисках Зари-Заряницы попадал на дно морское, к морскому царю.
Сцена спора с морским царем, которой не было у Ершова, была написана драматургически неизобретательно. Стоило Иванушке пригрозить, что «не утихнет буря на море, пока не вернешь Зарю-Заряницу. День и ночь Солнце с Месяцем будут мутить море, пока все царство не замутится»,— клешни краба, который держал Ивана, по приказу морского царя разжимались, и Иван вновь оказывался на берегу около своего Конька. Далее из кита била фонтаном вода, и в бурлящих струях появлялись лодки с Зарей-Заряницей и девушками. В этой сцене нет достаточного развития характерных для сказки мотивов борьбы и преодоления. Все решалось в диалогах. Зато красочное явление Заряницы в море было сделано на экране поистине сказочно. Зрелище это просто зачаровывало зрителя. А неожиданный, обытовленный конец эпизода (Иван хватал Заряницу за косу) переводил действие снова из фантастического в комедийный бытовой ряд.
Сцена, в которой царь умолял Заряницу стать царицей, режиссер разрабатывал так же в присущей ему комедийной манере; царь неуклюже гонялся за девицей, не раз падал, Заряница пряталась, смеясь, за трон, за всем этим подсматривали удивленные царские слуги...
В конце фильма действие развивалось строго по формуле сказки. Разводился огромный костер, грелась в котле вода, и царь, как и полагается, погибал в кипящей воде, а традиционная свадьба Ивана и Заряницы шла под величальную хоровую песню.
Как экранизацию книги Ершова фильм «Конек-Горбунок» нельзя считать до конца удавшимся. Во многом была потеряна прелесть ершовского стиха, опущены многие сказочные перипетии, а взамен сценаристом не придумано ничего равноценного. Печать упрощенности лежит на всем драматургическом решении.
Вместе с тем нельзя не заметить роста мастерства режиссера. Сказочные чудеса, фантастические сцены он кинематографически разрабатывал увлекательно, красочно, интересно. Это не легкий и не плодотворный путь для режиссера-сказочника. Ведь чем богаче и напряженнее драматургическая ткань, чем изобретательнее можно построить отношения между сказочными героями, тем полнее, насыщеннее становится экранное действие.
Но «Конек-Горбунок» был для Роу все же своеобразным этапом на пути утверждения жанра киносказки. В этом фильме им освоены были новые приемы «материализации фантастики»: интересно был сделан сам Конек-Горбунок, украшал фильм цвет, режиссер опускался в «подводное царство», снял в нем реальных, а не кукольных персонажей, найдя интересные изобразительные решения...

К.Парамонова

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения. Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.