Смотреть Иван (1932)
Главная
Следствие вели с... Леонидом Каневским
Криминальная Россия
Следствие ведут знатоки
Выступления Михаила Задорнова

Перейти на мобильную версию сайта





Одноклассники!

Смотреть Иван (1932)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Режиссер: Александр Довженко

Сценарист: Александр Довженко

Операторы: Даниил Демуцкий, Юрий Екельчик, Михаил Глидер

Композиторы: Борис Лятошинский, Юлий Мейтус, Игорь Бэлза

Художник: Юрий Хомаза

Страна: СССР

Производство: УКРАИНФИЛЬМ

Год: 1932

Премьера: 6 ноября 1932

Актеры: Пётр Масоха, Степан Шагайда, К. Бондаревский, Степан Шкурат, Дмитрий Голубинский, А. Запольский, Терентий Юра, Феодосия Барвинская, Л. Ярошенко, П. Пастушков, Михаил Гайворонский, Михаил Горнатко, Николай Надемский, Елена Голик, Вячеслав Гомоляка, Лаврентий Масоха

Жанр: драма

На фоне грандиозного строительства первой пятилетки - сооружения Днепрогэса - рассказывается типичная история становления нового человека.
Герой картины - деревенский парень - приходит на строительство ГЭС, становится передовым рабочим, коммунистом.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения. Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.

Награды, номинации, фестивали: Кубок МКФ в Венеции—34. Иваны, не помнящие родства

120 лет Александру Довженко: переоценка ценностей

Иваны, не помнящие родства

После такого шедевра, как «Земля», наверняка было трудно Александру Довженко создать очередной фильм на столь же высочайшем художественном уровне, а главное - актуально и идеологически верно, учитывая порой ожесточённую критику его будто бы «патриархального мышления», откликнуться на стремительно меняющуюся социалистическую действительность в ходе «великого перелома» в стране, которая вступила на путь глобальной индустриализации. И ведь по самой картине «Иван», снятой в 1932 году, наглядно видно, как корёжит и ломает уникального творца, пытающегося изо всех сил и с редкостной убеждённостью истинно соответствовать требованиям времени, где как раз стали не нужны «неповторимые индивидуальности», а резко выросло в цене умение существовать в коллективе, трудиться сообща, испытывать энтузиазм толпы, строящей Днепрогэс и Магнитку.

Иваны, не помнящие родства

Довженко начинает свою ленту с поразительного шестиминутного пролога, величественного и умиротворённого, словно прощаясь со знакомым с детства и безоглядно любимым миром не просто деревенского бытия, а почти мифологического пространства, запечатлённого на экране в таких композициях и ракурсах, которым бы точно позавидовал американский оператор Грегг Толанд, вроде как считающийся пионером сверхобщих планов и глубинных натурных панорам. Но и в последующих сценах первой половины действия преподносится, пожалуй, с не меньшим восторгом «технократическая симфония Днепрогэса» - и несомненная поэтическая структура монтажного построения фильма выдаёт в режиссёре ещё не преодолённое желание киноноваторов 20-х годов творчески преображать подлинную реальность и как бы воссоздавать её заново с помощью ассоциативных сопоставлений, экранных метафор и даже символов.

Иваны, не помнящие родства

Однако прозаический кинематограф 30-х годов, уже стремящийся полностью вытеснить с экранов монтажно-поэтический строй повествования, вынуждает Александра Довженко идти на определённые хитрости, вставлять в произведение «внесюжетные обманки» подчас эксцентрического плана, как в случае со злостным прогульщиком Степаном Губой, отцом комсомольского вожака, или же в трактовке образов самодовольного обывателя и его жены-мещанки, что оборачивается, к сожалению, смысловой невнятицей и рыхлой конструкцией второй половины картины. К тому же она несёт на себе печать чрезмерного пропагандистского пафоса в отстаивании довольно фальшивой идеи, что «новый человек» в социалистическом государстве должен чуть ли не отказаться от всех своих корней, связывающих его с патриархальным прошлым, напрямую заявить о том, что развитию подлинно советской личности даже мешают родственные узы с отсталыми и малосознательными выходцами из деревни, а преодоление всех сковывающих пут возможно лишь благодаря учёбе на рабфаках.

Иваны, не помнящие родства

Знаменательно и то, что не только главного героя зовут Иваном, и это имя носят ещё два персонажа, а вот некое демонстративное нежелание протагониста ответить ясно и чётко на вопрос одного из партийных работников насчёт отчества и фамилии. Иван произносит: «Иван» - и остальное оказывается совершенно неважным. И его первоначальное наивное намерение выделиться из толпы таких же работяг на строительстве Днепрогэса в качестве «стихийного ударника» получает незамедлительный отпор, поскольку истинным «лидером труда» может быть только человек подготовленный и назначенный, если и имеющий какую-то индивидуальность, то словно отлитую по заказу и отшлифованную до блеска.

Иваны, не помнящие родства

Так что финал по-своему закономерен: сын украинского крестьянина радостно вливается в ряды безликих городских комсомольцев и молодых партийцев, заполонивших институтские аудитории. Это Иваны, уже не помнящие родства.

Сергей Кудрявцев