Смотреть Дядя Степа (1938)
Главная
Следствие вели с... Леонидом Каневским
Криминальная Россия
Следствие ведут знатоки
Выступления Михаила Задорнова

Перейти на мобильную версию сайта





Одноклассники!

Смотреть Дядя Степа (1938)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения. Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.

Дядя Стёпа
Дядя Стёпа (кадр из мультфильма).jpg
Тип мультфильма

рисованный

Режиссёр

Владимир Сутеев
Ламис Бредис

На основе

стихотворений Сергея Михалкова

Автор сценария

Сергей Михалков
Николай Адуев

Композитор

Алексей Камин

Мультипликаторы

Борис Дёжкин,
Фаина Епифанова,
Лидия Резцова,
Фёдор Хитрук

Оператор

А. Алипова

Звукооператор

С. Ренский

Студия

Союзмультфильм

Страна

СССРFlag of the Soviet Union (1923-1955).svg СССР

Длительность

18 мин. 18 сек

Премьера

1939

«Дядя Стёпа»советский чёрно-белый мультипликационный фильм, созданный в 1939 году режиссёром-мультипликатором Владимиром Сутеевым. Экранизация стихотворений Сергея Михалкова.

Сюжет

Мультипликационный фильм по одноименному стихотворению Сергея Михалкова о друге всей московской детворы, великане дяде Степе. В мультфильме так же используется стихотворение Михалкова «А что у вас?», «Веселый турист».

Мультфильм начинается с появления дяди Стёпы в кинотеатре и ставшей известной фразы «Вы, товарищ, сядьте на пол, вам, товарищ, все равно».

К управдому дома 8/1 приходит с ордером на вселение новый жилец — Степанов С. С.

Интересный факт

  • В доме можно видеть котят из Михалковского стихотворения "Котята".

Киноляп

  • Надпись на паровозе постоянно меняется. Когда паровоз переезжает шоссе, он ФД-20. Когда Степана принимают за семафор, паровоз уже ФД 20-1. Когда он останавливается, он ФД-20-1.

Над фильмом работали

  • Авторы сценария:
    • Сергей Михалков, поэт-орденоносец
    • Николай Адуев
  • Режиссёр: Владимир Сутеев
  • Сорежиссёр: Ламис Бредис
  • Ассистент: Валерия Фролова
  • Композитор: Алексей Камин
  • Художники-мультипликаторы:
    • Борис Дёжкин
    • Фаина Епифанова
    • Лидия Резцова
    • Надежда Привалова
    • Т. Пузырева
    • Фёдор Хитрук
    • Анна Щекалина
  • Технический ассистент: И. Кульнева
  • Художники-фоновщики:
    • Елена Танненберг
    • Владимир Сутеев
  • Звукооператор: С. Ренский
  • Оператор: А. Алипова

В один майский день 1937 года (мне как раз исполнилось двадцать лет) я впервые переступил порог студии «Союзмультфильм»… А четверть часа спустя шагал через тот же порог обратно. Меня не приняли. Даже не посмотрели мои работы — я прихватил с собой несколько рисунков, на мой взгляд, наиболее эффектных. Начальник производства Николай Васильевич Башкиров, человек с лицом Мефистофеля и с добрейшей душой (что я оценил много позже), спокойно сказал: «Мультипликаторы сейчас не требуются». Словно речь шла о дворниках или водопроводчиках. […]

На этом можно было бы и успокоиться. Попробовал — не вышло. Что за беда! Серьезных намерений у меня все равно не было, как и больших надежд. А все же досада осталась. Мне вдруг запало в голову, что мои прежние мечты — стать музыкантом, актером, художником, — все они соединились в одном искусстве, и именно оно оказалось для меня недоступным. С этого момента я был уверен, что всегда любил мультипликацию и что я рожден для нее.

Через несколько месяцев я повторил попытку и снова получил отказ. […] Поздней осенью «Союзмультфильм» объявил конкурс на замещение должности художника-мультипликатора.

[…] недели через полторы вдруг приходит открытка с сообщением о том, что я зачислен в штат студии в качестве стажера.

Это случилось 10 ноября 1937 года. Дату я хорошо запомнил. По странному совпадению ровно через десять лет я вернулся на студию после службы в армии и должен был начинать все с нуля. А еще через пятнадцать лет, почти день в день, я закончил свой первый фильм как режиссер. Но все это далеко впереди. А пока я даже не мультипликатор, а только стажер. И безмерно счастлив. […]

Вскоре я получил самостоятельное задание […] в фильме Сутеева «Дядя Степа». Сцена такая: старый дворник в ушанке и огромных валенках подметает двор и при этом приговаривает на каждом шагу: «О-хо-хо!..» Богатый монолог.

Ну и помучился я с этой сценой! Походка человека вообще трудна в анимации, да еще если персонаж шагает на зрителя. Мне бы и сейчас далось это нелегко, а тогда и говорить нечего: месяц просидел, не отрываясь от стула. […]

Я сказал, что месяц не отрывался от стула. Это неправда: отрывался и очень часто — чтобы пройти походкой дворника, почувствовать ревматическую боль в его ногах, обутых в тяжелые валенки. Делать это при всех стеснялся. Поэтому выходил в коридор и, когда там никого не было, ковылял, переваливаясь с боку на бок, размахивал воображаемой метлой и кряхтел: «О-хо-хо! О-хо-хо!» И страшно надоел всем.

Но вот сцена закончена и сдана режиссеру. Вопреки моим опасениям, Сутеев полистал ее и отправил в фазовку без всяких замечаний. А я стал ждать, когда ее покажут на экране.

[…] И вот он наступил, этот день: меня позвали в просмотровый зал. Сперва смотрели пробы других мультипликаторов и долго обсуждали их. […] Истомленный ожиданием, я даже не сразу заметил, как он появился на экране — мой родной дворник. Замахал метлой и пошел в своих нелепых валенках. Сам пошел, без меня! Ожил и заговорил!!

Это было непостижимо. Рисунки, которые целый месяц маячили перед моими глазами, вдруг соединились в незнакомого мне человечка, и тот зажил собственной жизнью. Произошло чудо, и я оказался к нему причастным.

Не помню, как отнеслись к моей сцене режиссер и все остальные. Кажется, похвалили. В тот момент я вообще ничего не видел вокруг себя. Из зала вышел, шатаясь, как пьяный, и должен был держаться за стенку, чтобы не упасть.

Были у меня потом сцены более удачные и более сложные. Но никогда больше я не испытал такого беспредельного, головокружительного счастья, как в тот раз.

ХИТРУК Ф. Воспоминания // КЗ. 2005. № 73.