• Главная
• Следствие вели с... Леонидом Каневским • Криминальная Россия • Следствие ведут знатоки • Выступления Михаила Задорнова • Перейти на мобильную версию сайта
Одноклассники! В Мой Мир |
Смотреть Голубой экспресс (1929)# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Другое название: Экспресс Нанкин — Су-Чжоу Режиссер: Илья Трауберг Сценаристы: Леонид Иерихонов, Илья Трауберг Оператор: Борис Хренников Художники: Борис Дубровский-Эшке, Моисей Левин Страна: СССР Производство: Совкино (Л.) Год: 1929 Премьера: 20 декабря 1929, 25 апреля 1932 (зв.) Актеры: Сергей Минин, Игорь Черняк, Иван Арбенин-Падохин, Яков Гудкин, Иван Савельев, Сан Бо Ян, Лян Дин До, Чу Ше Ван, Чжан Кай, А. Вардуль, Спасаевский, Янина Жеймо, Зана Занони, Борис Бродянский Жанр: драма О борьбе китайского народа за независимость. |
Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube
Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения. Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние. |
||
У Захара Трауберга — газетчика еще дореволюционной поры — было три сына: старший и младший стали кинорежиссерами, а средний врачом.
О первенце этой семьи написано много: Леонид Захарович Трауберг — постановщик знаменитых фильмов, талантливый сценарист. А вот об Илье Захаровиче нашему молодому поколению почти ничего не известно.
Он родился в 1905 году. Сразу же после окончания средней школы пошел по стопам отца: стал хроникером и очеркистом в ленинградской периодической печати.
В отточенных по стилю, дерзких фельетонах Илья Трауберг тонко высмеивал образцы западной киноиндустрии, которые во времена нэпа заполняли советский экран. Основной ареной его журналистского творчества была еженедельная газета «Кино» (ленинградское приложение). И сейчас фельетоны, подписанные «…р.г.» или полной фамилией «И. Трауберг», сохраняют живость публицистической интонации, мягкий юмор, пульсируют энергией талантливого и напористого спорщика.
[…] Интересная деталь: будучи большим поклонником фэксов, молодой журналист никогда о них не писал, считая это для себя неудобным: ведь одним из двух основателей и руководителей Фабрики эксцентрического актера был его старший брат Леонид.
Зато рецензии И. Трауберга на фильмы других режиссеров имели шумный успех, цитировались, долго не забывались. «Всеволод Пудовкин заявил мне, что моя рецензия о „Матери“ — лучшая из прочитанных им», — не без гордости писал, став уже кинорежиссером, Илья Трауберг в 1933 году, вспоминая свою киножурналистскую юность. И добавлял, впрочем: «Это он, вероятно, говорил каждому рецензенту».
Работа в газете оказалась для Трауберга лишь стартом к собственному творчеству.
Продолжая сотрудничать в журналах и газетах, Илья почти ежедневно посещал то Техникум экранного искусства, где учились будущие режиссеры Сергей Васильев, Фридрих Эрмлер, Эдуард Иогансон, то курсы «Кино-Севера» — предприятия скорее прокатного, нежели творческого. Посещение этих киноорганизаций, общение с их слушателями не прошло даром для дальнейшей его творческой судьбы.
Имя двадцатидвухлетнего И. Трауберга было к тому времени уже достаточно известно в кинематографической среде, и, вероятно, это было одной из причин того, что Эйзенштейн и Александров, приехавшие в 1927 году в Ленинград, пригласили его быть литературным ассистентом фильма «Октябрь». […]
Илья Трауберг трудился без устали и — в кратковременных перерывах между съемками «Октября» — успел сочинить для режиссера В.Шмидгофа короткометражную кинокомедию под названием «Отважные мореплаватели». Лента имела успех: среди действующих лиц зритель с интересом узнавал на экране наших лучших пловцов той поры.
Спорту, на это раз автомобильному, была посвящена и первая короткометражная художественная картина Ильи — «Буйной дорогой». […]
Тогда же, в 1928 году, литературный сценарий И. Трауберга «Снежные ребята» удачно экранизировал Б. Шпис.
Главным героем этой нехитрой забавной истории был ленинградский студент, никогда не помышлявший о спорте и просиживавший часами в кабинете над книгами в табачном дыму. Неожиданно для самого себя под влиянием друзей спортсменов он вдруг становится азартным лыжником и даже принимает участие в лыжном кроссе.
[…] Но постепенно для Ильи Трауберга настало время своей большой, полнометражной картины. И в 1929 году родился замысел фильма «Голубой экспресс».
Я познакомился с Илюшей Траубергом — по праву старшего по возрасту я мог его тогда именовать так — в 1929 году. И в течение двадцати последующих лет нас связывала искренняя и теплая дружба. […]
В общении с Траубергом любого сразу поражала какая-то особая интеллигентность его облика и духа. Она рождалась, по-видимому, из редкостного сплава не напускной, не поверхностной, а истинной образованности (в его семье был настоящий культ книги), кристальной честности и, я бы сказал, элегантной точности. И потому совершенно естественным завершением редкостной красоты его духовного мира была красота внешняя. Что правда, то правда, — в то время он был на редкость красив, строен и обаятелен.
Я до мельчайших подробностей помню сейчас наш с ним разговор во время обычной прогулки по набережной Невы. Речь шла о замысле фильма на политическую тему. И. Трауберг еще точно не представлял, в какие конкретные формы выплавится его идея, тогда я лишь чувствовал, что пафос, с которым он, загоревшись, убеждал меня в необходимости такой ленты, был абсолютно искренен. […]
С предложением написать для него сценарий о фашизме на Западе он обратился сначала ко мне. Но я в ту пору был просто не готов к такой задаче, в чем честно признался Илье. И тогда он сам решил попытаться создать литературный конспект, а для работы над сценарием пригласил в соавторы журналиста-международника Леонида Иерихонова. Молодые кинодраматурги работали с усердием, рассматривая свою будущую картину как один из видов идеологической пропаганды.
И вот, наконец, сценарий «Голубого экспресса» был готов. Авторы представили его на обсуждение руководству ленинградской киностудии «Совкино». Во главе сценарного отдела студии тогда стоял замечательные редактор и сценарист Адриан Иванович Пиотровский. Он первым ознакомился с работой Трауберга и Иерихонова и, докладывая о ней на художественном совете, поощрил инициативу молодых художников, благодаря которой, по его словам, студия впервые за свою историю сможет осуществить постановку киноленты, посвященной международным проблемам.
[…] Фильм был запущен в производство в 1929 году. Его сюжет отражал события революционной гражданской войны в Китае конца 20-х годов.
Вечером из Нанкина в Сучжоу отправляется железнодорожный экспресс. Среди его пассажиров иностранные капиталисты и раболепствующие перед ними китайские генералы, надутые, откормленные чиновники-гоминдановцы, а в дешевых вагонах — китайские крестьяне, рабочий люд, дети бедняков, запроданные на текстильные фабрики. В багажном отделении везут оружие, отправляемое империалистами к советской границе для белокитайских банд. Английский солдат в ночной темноте пытается изнасиловать девочку-китаянку. Проснувшись, ее брат бросается к ней на защиту. Англичанин убивает девочку, но с ним по заслугам расправляются ее родные. Англичане разносят по поезду слух о том, что китаец убил белого. Генерал отдает приказ найти убийцу, и солдаты немедленно бросаются его выполнять. Китайская беднота тем временем разбивает ящики с оружием и, вооружившись, оказывает сопротивление наемным солдатам. Пассажиры-буржуа пытаются остановить поезд. Но восставшие понимают, что на первой же станции их ждет казнь. А потому мятежный экспресс проносится мимо железнодорожных платформ, мимо бессильно грозящих кулаками начальников станций. Несется экспресс, как бы олицетворяя собой несокрушимую силу рвущейся вперед революции…
[…] «Голубой экспресс» на самом деле стал едва ли не самой серьезной работой на международную тему, снятой в Ленинграде. В отзывах высоко оценивалась игра актеров, занятых в фильме: и русских — С. Минина, И. Черняка, И. Арбенина, Я. Гудкина, И. Савельева, и китайских — Чжан Кая, Чу Шевана, Сан Боян, Же Венсяна. Вторую волну зрительского признания «Голубой экспресс» пережил в 1933 году, когда на экраны страны был выпущен звуковой вариант фильма. Дебют Ильи Трауберга в полнометражном игровом кино состоялся, и это была настоящая творческая победа.
Ни на один день не прекращая работы (за полтора года он снял две картины: «Наступление» — в пяти, и «Летун» — в одной части), Илья вынашивает новые замыслы. В ту пору я предложил ему свой план сюжета, посвященного борьбе рабочего класса на Западе. Он заинтересовал Илью, и мы вдвоем уселись за сценарий. Через несколько месяцев на экраны вышел фильм «Для вас найдется работа» — картина была поставлена И. Траубергом в рекордно короткий срок.
Действие происходило в Австрии. Взгляды на жизнь главного героя ленты Франца Виннера (которого превосходно сыграл Максим Штраух) претерпевали сложные изменения. Поначалу благополучный, имевший хороший заработок и потому глухой к социальным схваткам, которые потрясали страну в конце 20-х годов, Франц радуется тому, что восстание рабочих жестоко подавлено. Но, став — в свою очередь — жертвой капитализма, потеряв работу, осознает необходимость классовой борьбы и вступает в ряды бастующих.
Кроме Штрауха, в фильме были заняты многие тогдашние наши кинозвезды — прежде всего добрым словом помяну Софью Магарилл и Федора Никитина, ветеранов Ленинградской киностудии.
А сколько горячих дискуссий вызвал следующий фильм Ильи Трауберга — «Частный случай»! Это была первая работа режиссера, посвященная советской молодежи того времени. Сценарий был написан в содружестве с Николаем Корнеевичем Чуковским.
Молодой Николай Крючков, успевший к тому времени приобрести известность, снявшись в замечательной «Окраине» Бориса Барнета, играл теперь роль Андрея Журбы, молодого деревенского парня, посланного колхозом в вуз. Сейчас, наверное, сюжет этой картины многим показался бы наивным, своей бесхитростностью вызвал бы улыбку современного зрителя. И действительно, многое в фильме теперь выглядит упрощенным — и то, как, кажется, еще не успевший попрощаться с «Батькой» в деревне, Андрей через несколько минут экранного времени блестяще сдает зачеты и поступает в аспирантуру; и то, как его неприятели — карьеристы, леваки и несносные «вредители» — быстро осознают свои ошибки и тотчас исправляются.
И все же Илья Трауберг не был бы Ильей Траубергом, если бы в фильме не был собран замечательный актерский ансамбль, игравший увлеченно и заразительно, не было бы искусно разработанного сценаристами и режиссером и сыгранного Крючковым характера Журбы, — не было бы пленительного ощущения молодости и тех, кто делал картину, и тех, о ком эта картина была поставлена. Молодости со всеми ее победами и грехами, страстью и неискушенностью.
И все-таки: интернациональная тематика!
Ее проблемы не переставали волновать Трауберга, и в конце 1935 года он уезжает далеко на Восток, увозя с собой сценарий, написанный Львом Славиным, Борисом Лапиным и Захаром Хацревиным. Будущий фильм «Сын Монголии» должен был сниматься там.
Прибыв в Улан-Батор, Илья понимает, что работа предстоит далеко не простая, в каком-то смысле все здесь надо было начинать с нуля — ведь для монгольских актеров работа в кино была тогда еще в новинку. Да и самих актеров в распоряжении режиссера было совсем немного — в основном предстояло снимать непрофессионалов. И тогда И. Трауберг, с присущем ему терпением, приступает к обучению тех, кому предстояло играть в киноленте.
Фильм вышел на экраны летом 1936 года. Он рассказал о борьбе простого монгольского пастуха-труженника Цевена за свое счастье. Его антагонисты — местные феодалы и японские оккупанты, истинные хозяева Внутренней Монголии. […]
Это был прекрасный, подлинно романтический фильм!
…И снова судьба счастливым образом сводит меня с Ильей Траубергом. Я был автором пьесы о Сергее Мироновиче Кирове, которая в то время была поставлена Алексеем Поповым в Центральном театре Красной Армии. Илья предложил мне сотрудничать над созданием ее кинематографического варианта, и мы снова оказались рядом за письменным столом. Фильм «Год 19-й» — предтечу знаменитой картины Фридриха Эрмлера «Великий гражданин» — зрители увидели в праздничный день 1 мая 1938 года. В кинорассказе об обороне Астрахани, о пламенном большевике Андрее Лукине (прообразом его был С. М. Киров) с экрана вновь повеяло романтикой тех незабываемых лет, когда поднималась и крепла в боях с интервентами и белогвардейщиной молодая Советская держава.
1938 год. В воздухе запахло войной: гитлеровские войска оккупировали Австрию. Тревожные предчувствия невольно проникали в наши разговоры.
- Буду пилотом, летчиком-наблюдателем или стрелком-радистом! — как-то раз, к моему удивлению, заявил Илья.
- Как, неужели вы тайно от всех, успели освоить эти военные профессии?
- Нет, но, если понадобится, научусь летать и пойду в бомбардировочную авиацию.
И тут же началось безудержное фантазирование: мы на ходу сочиняли сюжет, выбирали актеров и даже сами проигрывали все роли в воображаемом фильме, посвященном схватке с фашистами.
Но превращать наш замысел в сценарий кинофильма мне пришлось одному. В жизни моего друга произошла перемена. Илья из Ленинграда переехал на работу в Москву, куда его пригласили заведовать сценарным отделом «Мосфильма».
Приглашение было получено от С. М. Эйзенштейна, в ту пору художественного руководителя столичной киностудии. Сергей Михайлович очень ценил своего бывшего ассистента не только как режиссера и сценариста, но и как человека, умевшего точно определять качество кинодраматургии, поступавшей на студию от многочисленных авторов.
А в жизни Ильи произошла еще одна, не менее важная перемена — он встретился с балериной Ольгой Лепешинской, и они стали мужем и женой. […]
А через год И. Трауберг снова обратился к режиссуре: он снял вместе с М. Дубсоном первый в истории нашего кинематографа киноконцерт, посвященный великому и вечному танцу — «Концерт-вальс».
В фильме И. С. Козловский пел романс «Средь шумного бала» П. И. Чайковского, Давид Ойстрах исполнял «Медленный вальс» К. Дебюсси, Дмитрий Шостакович играл на рояле в сопровождении оркестра вальс из кинофильма «Златые горы», звучали мелодии «Дунайских волн» и «Сказок венского леса», танцевали Асаф Мессерер, Петр Гусев, Марина Семенова, Ольга Лепешинская — это был настоящий праздник искусства. Мы увидели фильм на экранах весной 1941 года…
Название второго фильма-концерта Ильи Трауберга говорило само за себя: «Мы ждем вас с победой!» Мне довелось увидеть картину на фронте. А последний фильм Ильи, снятый им совместно с И. Земгано в Ташкенте в 1942 году — притча-новелла «Пауки», — входил в БКС № 11, который демонстрировался под общим названием «В кольце ненависти».
Этой небольшой лентой Илья Трауберг и завершил свой путь кинорежиссера: он поступил в Военно-воздушную академию, чтобы стать летчиком. Узнав об этом, я вспомнил наши давнишние замыслы антифашистской картины. Учеба в Куйбышеве и Ташкенте, затем — фронт, где штурман бомбардировочной авиации капитан Илья Трауберг воюет до долгожданной победы.
В освобожденной от фашизма демократической Восточной Германии создается новая кинопромышленность, и после демобилизации, в 1946 году, И. З. Трауберга приглашают в Берлин на должность Генерального директора киностудии ДЕФА. За двадцать месяцев им был проделан титанический труд по восстановлению студийного хозяйства, созданию национальных сценарных, режиссерских и актерских кадров.
И вдруг неожиданно для всех нас там, на немецкой земле, в полном рассвете сил Илья Трауберг скоропостижно умирает. Ему едва исполнилось сорок три года. Врачебный диагноз констатировал молниеносный обширный инфаркт — раньше это называлось «разрывом сердца». Странно: оно у него никогда не болело…
Те, кто знал этого наделенного своеобразным талантом прекрасного человека, чуткого товарища и верного друга, всегда будут помнить его. И я — в их числе.
ПРУТ И. Мой друг Илья Трауберг // ИК. 1981. № 12.
|