Режиссер: Михаил Калатозов В ролях: Александр Джалиашвили, Сико Палавандишвили, Аркадий Хинтибидзе, Акакий Хорава
Описание: « …гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете!» Вл. Маяковский
Фильм «Гвоздь в сапоге», снятый в 1932 году молодым режиссером Михаилом Калатозовым, должен был упрочить славу кинематографиста после грандиозного успеха его предыдущей картины «Соль Сванетии». Однако этот фильм едва не погубил своего создателя… Сделанный в рамках оборонного заказа, «Гвоздь в сапоге» должен был наглядно продемонстрировать, к каким последствиям может привести недобросовестность в работе, и как незначительная мелочь может повлечь за собой роковые последствия. Собственно, всё это уже сказано в английском детском стихотворении про то, как «от того, что в кузнице не было гвоздя» оказалась разбита целая армия. В фильме Калатозова гвоздь-то как раз был – в солдатском сапоге, криво вбитый, отчего и захромал красноармеец, и не смог вовремя доставить донесение, и от этого погиб в газовой атаке боевой бронепоезд со всеми бойцами… Считается, что фильм «Гвоздь в сапоге» был запрещен по причине того, что в кадр случайно попал военный объект – тбилисский арсенал, и у режиссера два месяца выясняли в тюрьме ГПУ, почему он это допустил. Времена, правда, были еще «вегетарианские», и Калатозова отпустили, но фильм «лег на полку». Просматривая сейчас этот фильм, понимаешь, что запрет был связан не с несколькими кадрами – будто на них ножниц нет! Фильм Калатозова оказался НЕСВОЕВРЕМЕННЫМ, и его пафос, с учетом встававших в то время перед советской властью задач, - опасным. Тема «бессознательного вредительства» (так формулирует выпуск брака приговор пролетарского суда в фильме) в те дни стремительно заменялась поиском и разоблачением СОЗНАТЕЛЬНЫХ вредителей и шпионов – тому примером «Шахтинское дело», «Процесс Промпартии и Трудовой Крестьянской партии» и другие судилища в преддверии Большого Террора. И конечно, то, что в фильме обвиняемый в предательстве красноармеец, не только не кается, а, наоборот, бросает в лицо своим обвинителям гневные слова об их вине в гибели бронепоезда, никак не вязалось с реальными «пролетарскими судами», на которых от подсудимых требовалось лишь признание своей вины. Фильм оказался несвоевременным еще и потому, что неосмотрительно предсказывал (и осуждал) ту звериную ярость, с которой советские люди будут требовать «расстрелять как поганых собак» тех, кого недавно называли своими героями. А участвующие в суде пионеры с винтовками, разворачивающие плакат «Нам не нужны такие отцы!» - не предчувствие ли это грядущих отречений от «родителей – врагов народа»? И как легко и охотно откликается зал суда на призыв обвинителя с лицом и повадками Торквемады – «Убить этого гада!»… Да, случись история с фильмов немногим позже, неизвестно еще, увидели бы мы «Летят журавли», «Верные друзья», «Неотправленное письмо»… Впрочем, Калатозову долго пришлось «отрабатывать» проявленную к нему «милость» - вплоть до 1956 года, когда вышел его панегрик «славным чекистам» - «Вихри враждебные». Фильм «Гвоздь в сапоге» примечателен не только своим сюжетом, но и его визуальным воплощением. И здесь следут назвать имя оператора Шалвы Апакидзе (Афакидзе), чья работа в этом фильме и сегодня поражает экспрессивной композицией кадра, неожиданностью и смелостью ракурсов, живописной, даже несколько «щегольской» работой со светом и тенью. Увы, ни в «Кинословаре», ни в Интернете мне не удалось найти биографических данных этого замечательного мастера, работавшего с такими режиссерами, как Давид Рондели, Сико Долидзе, Михаил Чиаурели – цветом грузинского кинематографа 30-х годов. Последняя его работа, фильм «Дружба» датирована 1940-м годом…
Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube
Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений.
Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения.
Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.