Орлова, Любовь Петровна
Любовь Орлова | ||||||||||||||
Имя при рождении: |
Любовь Петровна Орлова |
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата рождения: |
29 января (11 февраля) 1902 |
|||||||||||||
Место рождения: |
Звенигород, Московская губерния, Российская империя |
|||||||||||||
Дата смерти: |
26 января 1975 (72 года) |
|||||||||||||
Место смерти: |
Москва, СССР |
|||||||||||||
Гражданство: |
Российская империя → СССР |
|||||||||||||
Профессия: |
актриса, пианистка, певица, танцовщица |
|||||||||||||
Направление: |
социалистический реализм, романс |
|||||||||||||
Награды: |
|
Любо́вь Петро́вна Орло́ва (1902—1975) — советская актриса театра и кино, пианистка, певица, танцовщица. Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1950). Народная артистка СССР (1950).
Биография
Любовь Орлова родилась 29 января (11 февраля) 1902 года в подмосковном Звенигороде (ныне Московская область) в дворянской семье. Её отец Пётр Фёдорович Орлов, потомственный дворянин, служил в военном ведомстве и имел высокие царские награды. Мать Евгения Николаевна Сухотина происходила из старинного дворянского рода, состоящего в родстве с семейством графа Л. Н. Толстого. В доме Орловых хранилась книга «Кавказский пленник», подписанная лично писателем и подаренная маленькой Любови Орловой.
Родители хотели, чтобы дочь научилась актёрскому мастерству, так как Любовь была талантливой девочкой с самого рождения. В домашнем спектакле Любови Орловой досталась роль репки. В гостях у семьи Орловых часто бывал Фёдор Шаляпин, когда он увидел домашний спектакль с участием Орловой, он подошёл к Любови и сказал, что её ожидает грандиозная актёрская слава в будущем и посоветовал родителям актрисы записать свою дочь в театральную студию. Тем временем, родители хотели, чтобы дочь стала профессиональной пианисткой, и, когда ей исполнилось семь лет, отдали её в музыкальную школу. В 1919—1922 годах Любовь Орлова училась в Московской консерватории по классу фортепиано. Из-за трудного материального положения учёба в консерватории не была окончена.
- 1922—1925 — учёба на хореографическом отделении Московского театрального техникума имени А. В. Луначарского (ныне ГИТИС), параллельно -
- 1922—1925 годы — уроки актёрского мастерства у педагога Е. С. Телешовой, режиссёра Художественного театра.
- В 1920—1926 годах работала преподавателем музыки и тапёром (музыкальное сопровождение немых кинофильмов) в кинотеатрах Москвы:
- в кинотеатре «Унион» (позднее — кинотеатр Повторного фильма)
- в кинотеатре «Арс»
- в кинотеатре «Великий Немой»
- в кинотеатре «Орфеум»
- концертные выступления перед киносеансами в кинотеатре «Арс».
- 1926—1933 годы — хористка, затем актриса Музыкального театра (первоначально — Музыкальной студии при МХАТе) под руководством В. И. Немировича-Данченко.
После окончания Московского театрального техникума в 1926 году, она была принята хористкой в Музыкальную студию при МХАТе имени В. И. Немировича-Данченко (ныне Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко).
Будучи артисткой хора и кордебалета, Орлова была занята в основном в эпизодических ролях. Однако даже в этих ролях музыкальный и драматический талант её многим бросался в глаза. В 1932 году роль Периколы в одноимённой оперетте Жака Оффенбаха вывела Орлову из состава хора и сделала солисткой.
1926—1930 годы — брак с Андреем Гаспаровичем Берзиным (1893—1951), заместителем начальника административно-финансового управления Наркомата земледелия. В 1930 году Берзин был арестован по делу Трудовой крестьянской партии и в 1931 году был сослан в Казахстан, где он работал экономистом-плановиком в «Союзпромкорме».
1932—1933 годы — гражданский брак с Францем, австрийским импресарио.
В 1933 году состоялась встреча с Григорием Васильевичем Александровым, которая сыграла решающую роль в её дальнейшей судьбе (была его женой, снималась в его фильмах).
В один из весенних дней 1933 года художник Пётр Вильямс посоветовал Александрову сходить в музыкальный театр при МХАТе, где в спектакле «Перикола» блистала 31-летняя Любовь Орлова. Режиссёр последовал этому совету, пришёл на спектакль и сразу же был пленён не только талантом актрисы, но и её внешностью. В тот же день они познакомились. Сомнений в том, кто будет играть роль Анюты в его новом фильме, у Александрова после этого не осталось.
Становление и стремительный подъём советского кинематографа в 1930-х годах немыслим без участия Л. П. Орловой. Во многом благодаря высокому артистическому мастерству, чрезвычайно выигрышной внешности Орловой, кинематограф стал популярнейшим видом искусства в СССР, уже в 1930-е годы серьёзно потеснившим театр по количеству зрителей и кассовым сборам. Типаж Орловой — человек нового времени, энергичный, оптимистический, обаятельный, весело и настойчиво шагающий в светлое настоящее и будущее.
В то же время, как отмечал известный театровед и критик Виталий Вульф, «…Александров слепил её именно по образцу Марлен Дитрих. Скажем, в „Веселых ребятах“ у неё был знаменитый цилиндр — и только в конце 1960-х годов стало ясно, что это тот самый цилиндр, в каком выступала Марлен Дитрих в „Голубом ангеле“. В „Цирке“ Орлова снимает свой чёрный парик и остается блондинкой — у неё половина головы чёрная, а половина платиновая, — это тоже кадр из фильма Марлен. Но советский зритель не знал, кто такая Марлен Дитрих. Очень узкий круг людей, в том числе людей искусства, видели западные фильмы, когда их для избранных показывали в Управлении кинематографии в Гнездниковском переулке. Страна этого не знала. Страна любила Орлову (…) Никому из западных звезд она не завидовала. Неприязнь у неё вызывала только Марлен Дитрих. У Дитрих была какая-то недоступная Орловой форма женского мироощущения, дерзкое свободомыслие. Она — немка, эмигрировавшая в Америку, жившая в Париже, — открыто презирала Гитлера и Геринга и во всеуслышание об этом говорила. А Орлова на себе испытала, что такое быть женой врага народа, но молчала. Марлен Дитрих — ослепительная, раскованная, меняющая любовников, владевшая европейскими языками (а Орлова лишь чуть-чуть говорила по-французски), — раздражала Орлову. Они встречались в Америке и фотографировались вместе, но Орлова не любила говорить о Дитрих.»
Актриса профессионально пела (лирико-колоратурное сопрано), играла на фортепиано, танцевала, исполняла акробатические трюки. Роли Орловой в фильмах «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Весна» до сих пор пользуются всенародной любовью.
Орлова тщательно заботилась о своей внешности, следила за модой, использовала все доступные медицинские средства продления молодости кожи и тела. Орлова на протяжении многих лет была примадонной советского киноэкрана, отличаясь изысканной аристократической внешностью и ухоженностью.
В 1934—1945 годах — работала актрисой на киностудии «Мосфильм». В 1945—1949 годах — актриса Государственной студии киноактера, параллельно певица «Гастрольбюро». В 1949—1955 годах — актриса Театра-студии киноактера (ныне Государственный театр киноактёра). С 1955 года — актриса Академического театра имени Моссовета. Член Союза кинематографистов СССР.
Умерла от рака поджелудочной железы в 1975 году. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 3).
Память
- На доме, где в 1966—1975 годы жила Любовь Орлова (Большая Бронная улица, дом 29), установлена мемориальная доска.
- В 2001 году в честь Л. Орловой была выпущена почтовая марка России.
- В 1976 году на верфи в Югославии было спущено на воду круизное судно, названное «Любовь Орлова».
- В 1989 году советский (в то время) композитор и певец Игорь Николаев написал и исполнил песню «Бенгальские огни» (другое название — «Любовь Орлова»). Эту песню он посвятил памяти Любови Орловой. Авторы слов — Игорь Николаев и Игорь Кохановский.
Творчество
Роли в театре
- «Перикола» — Перикола
- «Дочь мадам Анго» — Герсилья
- «Корневильские колокола» — Серполетта
- 1927 — «Соломенная шляпка» Эжена Лабиша и Марк-Мишеля. Режиссёр: Леонид Баратов — Жоржета (Музыкальный театр им. Немировича-Данченко)
- «Русский вопрос» — Джесси
- «Сомов и другие» — Лидия
- «Нора» — Нора
- 1955 — «Лиззи Мак-Кей», по пьесе Ж.-П.Сартра «Добродетельная шлюха». Режиссёр: Ирина Анисимова-Вульф — Лиззи
- 1963 — «Милый лжец» — Патрик Кэмпбэлл
- 1972 — «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика. Режиссёр: Леонид Варпаховский — Этель Сэвидж (ввод)
Роли в кино
- 1933 — Любовь Алёны — миссис Эллен Гетвуд, жена американского инженера
- 1934 — Петербургская ночь — Грушенька
- 1934 — Весёлые ребята — Анюта
- 1936 — Цирк — Марион Диксон
- 1937 — Наш цирк (короткометражный) — Марион Диксон
- 1938 — Волга-Волга — письмоносица Дуня Петрова («Стрелка»)
- 1939 — Ошибка инженера Кочина — Ксения Лебедева, сотрудница авиационного института
- 1940 — Светлый путь — Таня Морозова «Золушка»
- 1941 — Боевой киносборник № 4 — письмоносица Дуня Петрова («Стрелка»), ведущая сборника
- 1941 — Дело Артамоновых — танцовщица Паула Менотти
- 1943 — Одна семья (не вышел на экраны, в 1990-х гг. демонстрировался по телевидению) — Катя
- 1943 — Каспийцы (документальный)
- 1947 — Весна — актриса Вера Шатрова / учёный Ирина Никитина
- 1949 — Встреча на Эльбе — Джанет Шервуд, журналистка
- 1950 — Мусоргский — Юлия Фёдоровна Платонова, певица, прима Мариинки
- 1952 — Композитор Глинка — Людмила Ивановна, сестра композитора
- 1960 — Русский сувенир — Варвара Комарова (Барбара)
- 1974 — Скворец и Лира (на экраны выходил крайне редко) — Людмила Грекова («Лира»)
Документальные фильмы и телепередачи
- 1963 — Мелодии Дунаевского
- 1969 — Любовь Орлова. Передача о творчестве
- 1983 — Любовь Орлова
- 1996 — В поисках утраченного. Любовь Орлова
- 2002 — Воплощённое счастье. Любовь Орлова
- 2005 — Три любви Любови Орловой
- 2006 — Как уходили кумиры. Любовь Орлова
- 2007 — Сказка о Золушке или Фемина Совьетика
- 2007 — Три персонажа в поисках роли
Награды и премии
- Заслуженная артистка РСФСР (1935)
- Народная артистка РСФСР (1947)
- Народная артистка СССР (1950)
- Сталинская премия первой степени (1941) — за исполнение роли Марион Диксон в фильме «Цирк» (1936) и роли Стрелки в фильме «Волга — Волга» (1938)
- Сталинская премия первой степени (1950) — за исполнение роли американской журналистки Джаннетт Шервуд в фильме «Встреча на Эльбе» (1949)
- Орден Ленина (1939)
- Два ордена Трудового Красного Знамени (1938, ?)
- Юбилейный значок «ХХ лет советской кинематографии» (1940)
- Медаль «За оборону Кавказа» (1944)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)
- Медаль «В память 800-летия Москвы» (1947)
- Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
- VIII Международный кинофестиваль в Венеции (1947, специальный приз фестиваля за лучшую женскую роль (в фильме «Весна») (разделила с Ингрид Бергман).
- IV Международный кинофестиваль в Марианске-Лазне (1949, премия Мира за фильм «Встреча на Эльбе»)
- Почётная грамота Советского комитета защиты мира (1960).