Режиссер: Владимир Легошин
Сценарист: Валентин Катаев
Оператор: Борис Монастырский
Композитор: Михаил Раухвергер
Художники: Владимир Каплуновский, С. Кузнецов (III)
Страна: СССР
Производство: Союздетфильм
Год: 1937
Премьера: 25 октября 1937
Актеры: Игорь Бут, Борис Рунге, Светлана Прядилова, Ира Большакова, Александр Мельников, Николай Плотников, Иван Пельтцер, Александр Чекаевский, Федор Никитин, Ольга Пыжова, Матвей Ляров, Даниил Сагал, Пётр Старковский, Георгий Тусузов, Николай Свободин, Владимир Лепко, Иван Любезнов
Жанр: детский фильм, исторический фильм, приключения
Фильм по одноименной повести Валентина Катаева, имеет долгую экранную судьбу. Его снимали к двадцатой годовщине Октябрьской революции, но он продержался в списках любимых подростками приключенческих кинолент не одно десятилетие. События, описанные в этом произведении, разворачивались в Одессе в 1905 году, вскоре после подавления восстания на броненосце "Потемкин". И в картине эти реальные исторические события показаны с точки зрения двух мальчиков - Пети и Гаврика. Вместе с ними зритель оказывается в самой гуще происходящего. Катаев написал сценарий и принимал активное участие в работе над фильмом. Он утвердил кинопробы, ездил для уточнения мест съемки в Одессу, рассказывал о происшествиях, которым был очевидцем тридцать лет назад, в общем, являлся главным советчиком режиссера.
КРИТИКА
В повести «Белеет парус одинокий» Валентина Катаева нормативный историко-революционный сюжет обряжен в изысканную à la бунинскую прозу. Описание революционных боев в Одессе 1905 года позволяет ностальгически передать прелесть налаженного быта безвозвратно ушедшей жизни.
То, что в катаевской книге «Белеет парус одинокий» было смягчено, прикрыто изысканным стилем, поэзией обостренного детского восприятия мира, в картине режиссера В. Легошина выступило на первый план. Оголилась нормативная этика, по которой ценность человека определяется степенью его участия в революционной борьбе. На авансцену выдвинулась фигура матроса-большевика Жукова, чья жизнь становится настолько самоценной, что ради нее подвергаются смертельному риску дети — гимназист Петя и рыбачонок Гаврик, а также его старый дедушка.
Валерия Притуленко
«Искусство кино», № 8, 1993 год
Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube
Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений.
Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения.
Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.
… Картина ["Белеет парус одинокий"] снята так, как будто перед нами приключенческий фильм. Режиссер в первую очередь доводит до сознания зрителей цепь событий. Очень большой, очень нужный в самом сюжете вещи характер отца-учителя, его робкая и по-своему героическая демократичность, его слабость и непонимание детей — все это превращается в ленте в показ бородатого человека, старающегося говорить не монотонно. Автор ленты не дочитывает романа. Хороши дети; благодаря превосходному актеру правдоподобен матрос; неплохо получилась торговка рыбой, сыщик, но в ленте нет воздуха катаевского романа. Можно сказать, что сюжетная сторона в ленте благополучнее, четче, доходчивее, чем в романе. Революционная борьба показана более значительной, матрос из романтической тени стал человеком. Но дедушка-рыбак остался меланхолической тенью, а главное — нет реальности мира. Город во время восстаний, страх перебегов через пустые дворы, бой на одесских крышах — все это вышло, потому что для этого у кинематографии есть накопленный опыт. Но жизни Пети, остроты его восприятия, заинтересованности Гаврика всем миром мы не видим. […] Легошин не ошибается, он делает сознательно простую, облегченную ленту. ШКЛОВСКИЙ В. "Белеет парус одинокий" // Кино. 1937. 22 окт.