Смотреть Барышня и хулиган (1918)
Главная
Следствие вели с... Леонидом Каневским
Криминальная Россия
Следствие ведут знатоки
Выступления Михаила Задорнова

Перейти на мобильную версию сайта





Одноклассники!

Смотреть Барышня и хулиган (1918)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Другое название: Учительница рабочих
Режиссеры: Владимир Маяковский, Евгений Славинский
Сценарист: Владимир Маяковский
Оператор: Евгений Славинский
Художник: Владимир Егоров
Страна: СССР
Производство: Т/Д "Нептун"
Год: 1918
Премьера: 1 мая 1919
Актеры: Владимир Маяковский, Александра Ребикова, Федор Дунаев

Сценарий фильма основан на рассказе итальянского писателя Эдмондо де Амичиса «Учительница рабочих», однако действие перенесено в дореволюционную Россию. Главный герой-хулиган в исполнении Маяковского случайно видит на улице учительницу и с первого взгляда влюбляется в неё. Вскоре он начинает посещать её занятия. Однажды на уроке один из учеников обижает учительницу, а влюблённый хулиган бьёт его. Вскоре его настигает месть: отец ученика вместе со своими друзьями подстерегают хулигана и нападают на него. В драке он получает тяжёлое ножевое ранение. Перед смертью он просит свою мать позвать учительницу. Учительница целует хулигана в губы, и после этого он закрывает глаза и умирает.

В этой гениальной немой картине разносторонне одаренный поэт Владимир Маяковский выступил одновременно как сценарист, режиссер и исполнитель главной роли. Сценарий переиначивает рассказ итальянского писателя Эдмонда д'Амичиса, действие перенесено в Россию. Герой Маяковского, хулиган, безнадежно и идеально влюбляется в набожную барышню-учительницу и умирает от ножевого ранения, вступившись за ее честь. Много лет спустя примерно та же коллизия (за исключением поножовщины), хотя и с совершенно иным идеологическим наполнением, будет использована в фильме «Весна на Заречной улице». Как и положено немому кино, «Барышня и хулиган» — картина в высшей степени трагическая. Маяковский, призванный без слов передать бурю раздирающих его чувств, показывает себя сильным актером, хотя нельзя не признать, что особенно поэту удаются комические сцены. Чего стоит эпизод на уроке в школе рабочей молодежи, когда Маяковский из-за спины учительницы мимическими и пластическими средствами доводит до сведения товарищей свое мнение о внешности барышни и планы в ее отношении. Впрочем, особенности восприятия современного зрителя (этого прожженного циника) таковы, что в его глазах и моменты высочайшего напряжения в «немой» эстетике обнаруживают свой комизм. Вот такая почти фарсовая сцена: барышня молится на коленях у придорожного креста, закрыв лицо руками; хулиган сзади тоже опускается на колени и целует край ее пальто — бабка за дедку, дедка за репку... Трудно сказать, в какой мере Маяковский был серьезен, а в какой развлекался. К примеру, в конце фильма хулиган целует крест и умирает, прижав его к груди. С одной стороны, эта история обращения заблудшей души для творчества Маяковского как будто нетипична. С другой, инерция жанра — великая сила.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения. Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.