Антон Иванович сердится
Антон Иванович сердится | |
Жанр |
мюзикл |
---|---|
Режиссёр |
Александр Ивановский |
Автор сценария |
Евгений Петров |
В главных ролях |
Николай Коновалов |
Оператор |
Евгений Шапиро |
Композитор |
Дмитрий Кабалевский |
Кинокомпания |
Киностудия «Ленфильм» |
Длительность |
80 мин. |
Страна |
СССР |
Язык |
русский |
Год |
1941 |
«Антон Иванович сердится» — советская полнометражная чёрно-белая музыкальная комедия, поставленная на Лениградской ордена Ленина киностудии «Ленфильм» в 1941 году режиссёром Александром Ивановским.
Премьера фильма в СССР состоялась 29 августа 1941 года.
Сюжет
Профессор консерватории Антон Иванович Воронов, органист, фанатический приверженец классической музыки и непримиримый враг всего современного музыкального искусства, прекратил общение с коллегой, который видел в его дочери Симочке «будущую звезду оперетты». И тут Антон Иванович узнает о том, что ухаживающий за Симой композитор Мухин имеет наглость писать «какие-то фокстроты» для оперетты.
Разумеется, Симочке было запрещено общаться с молодым композитором, но она втайне от отца согласилась петь в оперетте, написанной Мухиным и на ура принятой всей труппой театра оперетты, исключая местную примадонну Ядвигу (которая не могла спеть партию героини из-за не слишком широкого диапазона своего голоса) и её мужа Якова.
Когда же стало ясно, что Сима будет петь и помешать этому нельзя, Ядвига просит на премьере дирижёра транспонировать главную арию героини на три тона выше, мечтая, что Сима сорвёт голос. Но та превосходно взяла ми-бемоль третьей октавы и посрамила всех, кто сомневался в её таланте. Антон Иванович, узнав об этой премьере от своего жильца, горе-композитора и халтурщика Керосинова, разболтавшего то, о чём его просила не рассказывать сестра Симы, лично присутствовал на триумфе дочери на сцене театра оперетты, вернувшись домой в состоянии, близком к сердечному приступу.
Антон Иванович засыпает и видит во сне своего кумира, Иоганна Себастиана Баха, величайшего композитора всех времен. Бах со смехом говорит Антону Ивановичу, что писать так любимые им хоралы — величайшая скука, а его мечтой было написать… оперетту, в сюжете которой герцог встретил на лугу прелестную пастушку, а дальше не помнит, но «всё было бы очень смешно». И твёрдо заявляет Антону Ивановичу, что тот упрям, как осёл.
После такого сна Антон Иванович смиряется с выбором Симочки, как с её репертуаром, так и с женихом (Мухиным) и принимает участие как органист в премьере новой оратории Мухина, посвящённой победе труда и социализма.
В ролях
- Николай Коновалов — Засл. арт. РСФСР — Воронов Антон Иванович, профессор
- Людмила Целиковская — Сима, его дочь
- Татьяна Кондракова — Дина, старшая дочь
- Тамара Глебова — жена Воронова
- Павел Кадочников — Алексей Мухин, композитор
- Тамара Павлоцкая — Холодецкая Ядвига Валентиновна, примадонна Музкомедии
- Александр Орлов — Засл. арт. РСФСР — Кибрик Яков Григорьевич, комик Музкомедии
- Сергей Мартинсон — Керосинов, композитор
- Виталий Кильчевский — Ролландов, тенор
- Анатолий Королькевич — Скворешников, режиссёр Музкомедии
- Владимир Гардин — Нар. арт. РСФСР — Иоганн Себастьян Бах
- Анатолий Нелидов — профессор консерватории по вокалу (в титрах не указан)
- Анна Сергеева — эпизод (в титрах не указана)
Съёмочная группа
- Художественный руководитель студии — засл. деят. искусств — Фридрих Эрмлер
- Сценарий — Евгения Петрова, Георгия Мунблита
- Режисссёр — засл. деят. искусств — Александр Ивановский
- 2-й режиссёр — Карл Гаккель
- Оператор — Евгений Шапиро
- Консультант оператор — засл. арт. БССР — Аркадий Кальцатый
- Композитор — Дмитрий Кабалевский
- Эскизы художника — Семёна Мандель
- Художник — Абрам Векслер
- Директор картины — Ефим Хаютин
- Звукооператор — Иван Дмитриев
- Ассистенты:
режиссёра — Л. Жанно, Л. Карасёва
по монтажу — Александр Ивановский
оператора — Илья Гольдберг, Музакир Шуруков
художника — Михаил Цыбасов, Эльза Рапопорт - Костюмы — Лидия Шильдкнехт
- Текст песен — Всеволод Рождественский
- В фильме использована музыка Баха, Генделя, Гуно
Мнения о фильме
«Избрав водевильный сюжет, насыщенный недоразумениями, любовными перипетиями, смешными коллизиями, создатели фильма нашли выход из спора: не музыка Баха конкурирует с „Весенней песней“, но шутливая тирада классика, явившегося во сне профессору консерватории Антону Ивановичу Воронову, открывает дорогу плюрализму, дозволяет желанное разнообразие. Успех картины во многом был предопределен дебютом замечательной актрисы Людмилы Васильевны Целиковской».
— киновед Ирина Шилова («Мнения», М., N1—89)
Музыкальные произведения, звучащие в фильме
- Шарль Гуно, опера «Ромео и Джульетта» — Ария Джульетты.
- Людвиг Ван Бетховен — «Застольная песня».
- «По улице ходила большая крокодила» (вульгарная уличная песенка, возникшая в смутное предреволюционное время в люмпенской среде и опошлившая красивый марш Льва Чернецкого «Дни нашей жизни», на музыку которого ее распевали до и после революции все, кому не лень).
- Иоганн Себастиан Бах — Пассакалия до-минор для органа.
- Георг Фридрих Гендель — опера «Ринальдо», ария Альмирены «Lascia ch’io pianga»
- Жан Жильбер. Каскадный дуэт из оперетты «Король комедиантов»
- Имре Кальман. Ария Марицы из одноименной оперетты. Припев из неё Ядвига Валентиновна поет со словами «Чулок со стрелкой, каблук высокий…»
Интересные факты
- Все вокальные номера, которые пела Симочка, исполнила певица Дебора Яковлевна Пантофель-Нечецкая, которая не указана в титрах.
- Фильм начинается с органного концерта в Санкт-Петербургской академической капелле. Концертный зал с органом практически не изменился до наших дней.
- Драматический пик картины — транспонирование музыкантами оркестра арии певицы на три тона выше по просьбе дирижёра непосредственно перед исполнением — конечно, не мог иметь места в действительности. Большие оркестровые коллективы играют только по заранее переписанным и разложенным по партиям нотам. Групповое транспонирование, игра на слух — исключены. К тому же при транспонировании отдельной арии возникла бы серьёзная проблема совмещения её с предшествующим и последующим музыкальным материалом.
- Самая верхняя нота в этой арии — ре третьей октавы.
- Фильм вышел в 1941 г., накануне войны. Афишами фильма в 1941 г. были заклеены тумбы в Ленинграде. Во время блокады их срывать было некому, в результате афиши провисели до конца войны и стали одним из атрибутов войны. Многие хронисты, находившиеся в это время в блокированном городе, вспоминали о них.
«У нас, в Ленинграде, перед самой войной должна была пойти музыкальная кинокомедия под таким названием, и потому почти к каждому фонарному столбу прикреплена была довольно крупная фанерная доска, на которой большими цветастыми буквами было написано: „Антон Иванович сердится“. Больше ничего не было написано. Кинокомедию мы посмотреть не успели, не успели снять в первые дни войны и эти афиши. Так они и остались под потушенными фонарями до конца блокады.
И тот, кто шел по Невскому, сколько бы раз ни поднимал глаза, всегда видел эти афиши, которые, по мере того как развертывалась война, штурм, блокада и бедствие города, превращались в некое предупреждение, напоминающее громкий упрёк: „А ведь Антон Иванович сердится!“ И в представлении нашем возник какой-то реальный, живой человек, очень добрый, не все понимающий, ужасно желающий людям счастья и по-доброму, с болью сердившийся на людей за все те ненужные, нелепые и страшные страдания, которым они себя зачем-то подвергли»..
Фильмы Александра Ивановского | |
---|---|
Дармоедка (1918) • Золотая осень (1918) • Не уступлю (1918) • Станционный смотритель (1918) • Хамка (1918) • Пунин и Бабурин (1919) • Три портрета (1919) • Дети учат стариков (1920) • Хвеська (1920) • Дворец и крепость (1923) • Комедиантка (1923) • Степан Халтурин (1925) • Декабристы (1926) • Пламенеющий остров (1926) • Северная любовь (1927) • Ася (1928) • Сын рыбака (1928) • Кавказский пленник (1930) • Иудушка Головлёв (1933) • Дубровский (1935) • Враги (1938) • Музыкальная история (1940) • Антон Иванович сердится (1941) • Музыкальный киносборник (1942) • Чудесная скрипка (1942) • Сильва (1944) • Солистка балета (1947) • Концерт мастеров искусств (1952) • Укротительница тигров (1954) |