Смотреть Иван Никулин - русский матрос (1944)
Главная
Следствие вели с... Леонидом Каневским
Криминальная Россия
Следствие ведут знатоки
Выступления Михаила Задорнова

Перейти на мобильную версию сайта





Одноклассники!

Смотреть Иван Никулин - русский матрос (1944)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения. Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.

Иван Никулин — русский матрос
Иван Никулин — русский матрос (фильм) 1.jpg
Жанр

киноповесть
военный фильм

Режиссёр

Игорь Савченко

В главных
ролях

Михаил Сидоркин
Эраст Гарин
Иван Переверзев
Борис Чирков

Кинокомпания

Мосфильм

Длительность

90 мин

Страна

СССРFlag of the Soviet Union (1923-1955).svg СССР

Год

1944

«Иван Никулин — русский матрос» — художественный фильм (киноповесть) о Великой Отечественной войне по одноименной повести Леонида Соловьева. В основе — реальный факт из публикации газеты «Красный флот».

Сюжет

Лето 1942 года. Моряки Черноморского флота Иван Никулин и Василий Клевцов возвращаются в свои экипажи. В поезде к ним присоединяются другие матросы. Неожиданно путь эшелону преграждает немецкий десант. Краснофлотцы дают решительный отпор, но, вынужденные далее следовать своим ходом, организовывают партизанский отряд во главе с Иваном Никулиным — и продолжают героический путь к Чёрному морю.

В ролях

  • Иван Переверзев — Иван Никулин
  • Борис Чирков — Захар Фомичёв
  • Степан Каюков — «Папаша»
  • Эраст Гарин — Тихон Спиридонович
  • Зоя Фёдорова — Маруся Крюкова
  • Николай СидоркинНиколай Жуков
  • Сергей Никонов — Василий Клевцов
  • Всеволод Санаев — Алёха, Лушников Алексей Митрофанович, машинист
  • Михаил Румянцевитальянец
  • Александра Данилова — эпизод

Съёмочная группа

  • Автор сценария: Леонид Соловьёв
  • Режиссёр: Игорь Савченко
  • Оператор: Фёдор Проворов, Георгий Рейсгоф
  • Художники-постановщики: Константин Юон, М. Самородский
  • Композитор: Сергей Потоцкий
  • Звукорежиссёр: Н. Мина

Технические особенности

Фильм снят по трёхплёночнму процессу отечественным киносъёмочным аппаратом «ЦКС-1», аналогичным аппаратам «Техниколор». По этой технологии снято всего несколько фильмов: «Цветущая юность», «Лиса и волк», «Завещание» и «Сказка о рыбаке и рыбке»[1]. В цвете по гидротипному процессу отпечатан небольшой тираж фильмокопий, а в широкий прокат фильм печатался по более массовой чёрно-белой технологии с зелёного цветоделённого негатива. Впоследствии из-за дороговизны и сложности в СССР этот процесс не применялся, заменённый появившимися многослойными цветными киноплёнками. Фильм в течение длительного времени был известен только в чёрно-белом виде. В 1996 году Госфильмофонд совместно с НИКФИ восстановил цветную копию картины и впервые показал 29 января 1997 года на кинофестивале архивного кино «Белые столбы». Первый телевизионный показ был осуществлён на канале МТК (ныне «3 канал») 23 февраля 1997.

Песня

Стихи: А. Сурков
Музыка: С. Потоцкий
Исполняет: Борис Чирков, анс. Александра Цфасмана

Морская баллада

На ветвях израненного тополя
Тёплое дыханье ветерка,
Над пустынным рейдом Севастополя
Ни серпа луны, ни огонька.

В эту ночь кварталами спалёнными,
Рассекая грудью мрак ночной,
Шёл моряк, прощаясь с бастионами,
С мёртвой корабельной стороной.

Шёл моряк над бухтами унылыми,
Где душе все камушки милы,
На кладби́ще старом, над могилами,
Конвоиры вскинули стволы.

Он стоял, тельняшка полосатая
Пятнами густыми запеклась,
Он сказал "Повоевал богато я,
С чёрной вашей сворой бился всласть!"

На ветвях израненного тополя
Тёплое дыханье ветерка,
Над пустынным рейдом Севастополя
Ни серпа луны, ни огонька...

В конце 1944 года на экран выходит фильм Игоря Савченко «Иван Никулин — русский матрос». В прологе режиссер находит очень интересное решение: старый матрос рассказывает сказку о том, как в Севастополе один бравый моряк всех турецких адмиралов обманул, от золота и подарков отказался, военную тайну не выдал и домой к своим родным и на свой корабль с честью воротился. С присущей ему фантазией Савченко решает эту сказку в многоцветий красок, в пестроте лубочных картинок. С веселым лукавством показаны и бравый моряк и усатый толстый адмирал.

А дальше, точно убоявшись собственного приема, целиком лежащего в русле поисков солдатской народной сказки, Савченко переходит на серьезный лад. И в картине, построенной в общем на вполне условной ситуации, где двадцать безоружных матросов уничтожают восемьдесят вооруженных фашистских десантников, вдруг возникают характеры трагические — вроде Захара Фомичева, потерявшего всех своих родных, постоянно повторяющего «сердце у меня пекёт». Фильм в итоге оказывается крайне эклектичным, в нем все время смешиваются жанры: веселая сказка чередуется с трагическим эпизодом смерти стрелочника; откровенно лубочный зпизод бегства Фомичева из-под стражи и рядом страшные сцены боя, трактованные вполне реалистически.

ХАНЮТИН Ю. В поисках Теркина // Предупреждение из прошлого. М., 1968