Смотреть Сурамская крепость (1922)

Главная

Следствие вели с... Леонидом Каневским

Криминальная Россия

Следствие ведут знатоки

Выступления Михаила Задорнова

Перейти на полную версию сайта





Одноклассники!



Смотреть Сурамская крепость (1922)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Режиссер: Иван Перестиани
Сценарист: Иван Перестиани
Оператор: Борис Завелев
Художники: Евгений Лансере, Валериан Сидамон-Эристави
Страна: СССР
Производство: Киносекция Наркомпроса Грузии
Год: 1922
Премьера: 16 февраля 1923
Актеры: Эммануил Апхаидзе, Амо Бек-Назаров, Закарий Беришвили, Л. Галустиани (Галустян), Валериан (Валико) Гуниа, Георгий Давиташвили, Шалва Дадиани, Нино Долидзе (II), Алиса Кикодзе, Ольга Майсурян, Татьяна Максимова, Н. Оданкевич, Ванда Поликевич, Тамара Сакварелидзе, Михаил Чиаурели
Жанр: историческая драма
По одноименной повести Д. Чонкадзе.

Фильм состоит из двух новелл. Первая посвящена трагической судьбе крепостной крестьянки Марии. Действие второй новеллы происходит в Имеретии. У крепостной девушки рождается мальчик от сына помещика. По велению старого князя ребенка крадут и отправляют на воспитание в Тифлис. Идут годы. Дурмишхан воспитывается у сестры князя вместе со своей сверстницей — сиротой Вардуа. Отправляясь в первое путешествие, Дурмишхан клянется Вардуа в любви и верности, однако вскоре женится на другой и поселяется в Суране. Узнав об измене возлюбленного, Вардуа решает жестоко мстить. Во время наступления турок на Имеретию она внушает грузинскому царю, что победа над врагом будет одержана, если сына Дурмишхана замуруют живым в стену Сурамской крепости. Царь приказывает выполнить указание прорицательницы.


…] Детство свое Михаил Чиаурели провел среди ремесленников на окраине Тифлиса. Рано пробудился у него интерес к искусству. «Когда мне было шесть-семь лет, рассказывает Чиаурели, — я любил рассматривать журнал „Нива“ и вырезывать оттуда рисунки. Так я познакомился с Репиным и всеми мастерами русской живописи. Их картины возбудили у меня большую любовь к искусству. Я стал рисовать. Часами простаивал я у порога мастерских, где изготовлялись надгробные памятники, наблюдая за тем, как единственные в то время в Тбилиси скульпторы-итальянцы из глыбы камня вырубали фигуру человека».

Восьмилетним мальчиком Михаил Чиаурели поступил в городскую трехклассную школу, и закончив ее, — в ремесленное училище […]. Будучи учеником ремесленного училища Чиаурели впервые принял участие в театральном представлении. Это был любительский спектакль в тбилисском народном доме. За первым спектаклем последовал второй, затем третий и юноша глубоко увлекся сценой. Он играл гимназиста в пьесе Найденова «Дети Ванюхина», Хлестакова и Добчинского в «Ревизоре» Гоголя, участвовал в спектакле «Разбойник Како» Ильи Чавчавадзе, помогал рисовать декорации и почти все время проводил в Народном доме. Так стал он актером […]. Чиаурели бросил работу слесаря, вечерами играл в театре, днем рисовал иллюстрации для тбилисских юмористических журналов или лепил, боясь пока еще показывать кому-либо свои скульптурные работы. […]. Работая в театре, Чиаурели одновременно поступил в тбилисское училище ваяния и зодчества и успешно заканчивает его, а затем продолжает занятия скульптурой в мастерской крупного грузинского скульптора Я. Михоладзе […].

В 1921 Чиаурели организовал театр […] при грузинском отделении РОСТА […]. Под руководством Чиаурели коллектив театра осуществляет ряд интересных постановок, отличающихся острым политическим содержанием и яркой формой.

В 1922 году Чиаурели получает творческую командировку за границу. Около двух лет провел он в Германии, изучая скульптуру.

Возвратившись в Грузию, молодой ваятель […] с увлечением занимается скульптурой […]. Одним из первых среди скульпторов в Грузии Чиаурели изваял бюст и статую В.И. Ленина […].

Вспоминая о своих первых шагах в искусстве, Чиаурели писал: «Нужно сказать, что у меня был какой-то неистовый характер. Я занимался театром, живописью, скульптурой, музыкой и пением и не на чем не мог остановиться такое состояние длилось до 1928 года пока я четко не решил своего пути . Путь этот был кинорежиссура». […].

В Грузии кинопроизводство организовалось в 1921 году. Фильмы «Арсен Джорджиашвили» и «Сурамская крепость» положили начало грузинской кинематографии. Михаил Чиаурели снимался в обоих фильмах в главных ролях и был активным помощником режиссера […].

В 1927 году он начал работать кинорежиссером […]. Режиссерскую работу в кино Чиаурели начал в те годы, когда советское киноискусство завоевало себе признание всего мира.

[…] Первая постановка Михаила Чиаурели — «Последний час» — резко отличалась от произведений, которые ранее создавались кинематографией Грузии. Сценарий, написанный Борисом Леонидовым, посвященный теме гражданской войны, был смелой попыткой реалистического показа борьбы, которая происходила в Грузии между большевиками и предателями революции меньшевиками. Самый выбор сценария показывал, к чему стремится Чиаурели. Его привлекали острые политические темы, которые до сих пор разрабатывались слишком робко […].

В этой работе Чиаурели уже наметилась тема, которая позже властно звучала в фильме «Хабарда», «Последний маскарад». Замысел художника заключался в том, чтобы показать не внешнюю сторону событий, а сущность происходящих процессов и сделать правильные политические выводы. Несмотря на художественное несовершенство, первый фильм Чиаурели обращал на себя внимание, хотя режиссеру не хватало еще знания законов кинематографического мастерства […].

В подлинном смысле слова рассмотрение творческого пути Чиаурели можно начинать с картины «Саба». Здесь уже все — от темы до мельчайших деталей режиссерской работы — свидетельствовало о появлении нового режиссера с самостоятельным творческим почерком. «Саба» — один из первых фильмов Госкинпрома, героем которого является рабочий. Действие его разворачивается в рабочей семье и на производстве — в трамвайном парке. Тема фильма — борьба за новый быт […]. Режиссер стремиться показать борьбу за честного рабочего, которую вела семья и комсомольская организация трамвайного парка. Тема борьбы с алкоголизмом звучала в фильме темой острой классовой борьбы, борьбы за человеческое достоинство […].

Фильм «Хабарда», выпущенный в 1931 году, до сих пор еще недостаточно изучен критикой. Между тем именно этот фильм чрезвычайно характерен для творческого пути М. Чиаурели. «Хабарда» почти единственный образец памфлета в советской кинематографии. К сожалению, элементы нового киножанра, намеченные в «Хабарде», не были подхвачены в свое время, между тем жанр сатирического памфлета является прекрасной формой кинокомедии, высмеивающей рутину и пережитки капитализма в сознании людей. Создавая свой памфлет, Чиаурели пытался использовать в кино грозное оружие сатиры и достиг значительных результатов […].

«Последний маскарад».

Сценарий «Последний маскарад» охватил огромный период времени. События, показанные в нем, начались в 1913 в канун империалистической войны и закончились изгнанием меньшевиков и провозглашением советской власти в Грузии в 1921 году. Таким образом, в одном произведении перед глазами зрителей проходили такие события, как забастовка и стачка в Тбилиси накануне Первой мировой войны, господство меньшевиков в Грузии, гражданская война и освобождение Грузии «…».

Судьба фильма «Последний маскарад» любопытна и поучительна. Этот фильм вызвал много споров. Чиаурели упрекали, учили, наставляли […].

В эти трудные для Чиаурели дни в его жизни совершилось событие, которое подтвердило, что избранный им путь был правильным. Фильм посмотрел и высоко оценил товарищ Сталин […].

Встреча с товарищем Сталиным и высокая оценка фильма, данная им, навсегда запомнилась Чиаурели. Он с удвоенной энергией приступил к работе над новым фильмом […].

«Арсен» В первые годы существования советской кинематографии образ Арсена привлекал к себе внимание сценаристов и режиссеров […]. В распоряжении Михаила Чиаурели был большой материал, к которому он подошел с соответствующей требовательностью и серьезностью. Ни одно из имеющихся литературных произведений полностью не удовлетворяло его и не могло послужить основой для создания фильма […]. Ему и Шаншиашвили пришлось решать не только вопрос драматургии но и вопрос истории […]. Такой подход к теме сразу определил звучание фильма […]. Арсен стал в один ряд с Пугачевым, Кер-Оглы и Кармелюком. Правда жизни стала правдой искусства. С экрана зритель увидел вождя крестьянского движения. «Великое зарево». К тому времени, когда Чиаурели начинал работу над «Великим заревом», вышел фильм «Ленин в октябре», в котором народ впервые увидел на экране образы Ленина и Сталина, воплощенные средствами искусства. Чиаурели мог пригласить тех же актеров, которые создали эти образы в фильме «Ленин в октябре». Но он решил искать свои пути и привлек на роль Ленина актера К. Люфке (!?), а на роль Сталина — актера М. Геловани. […]. Фильм «Великое зарево» был закончен к двадцатилетию Великой Октябрьской социалистической революции. В этом фильме Чиаурели выступает уже как художник, овладевший методом социалистического реализма, и поэтому его работа занимает достойное место среди произведений, которыми отметила знаменитую дату советская кинематография. «Георгий Саакадзе». В конце 1940 года М. Чиаурели начинает работать над фильмом «Георгий Саакадзе» […]. Образ Саакадзе, чья жизнь была непрерывной борьбой с феодалами, не мог ни привлекать Чиаурели. Его увлекала задача создать фильм о замечательном полководце и великом патриоте, передать народу всю правду о его жизненном пути […]. Фильм «Георгий Саакадзе» глубоко народен […] В фильме прекрасно показана природа Грузии ее суровые горы, солнечные долины, бурные реки, ее древняя архитектура — старинные замки, монастыри. Не стремясь к внешней эффектности композиции, работая в содружестве с режиссером, оператор дал в этом фильме множество запоминающихся живописных кадров. «Клятва». Тема единства Сталина и народа, которую Чиаурели старался показать еще в «Великом зареве», подсказала сюжетное построение «Клятвы». Невозможно было и думать о раскрытии темы сценария без широкого введения в сюжет в качестве основных героев фильма простых советских людей, которых клятва товарища Сталина объединила и повела вперед по ленинскому пути. «Падение Берлина». Фильм «Падение Берлина» говорит о торжестве тех художественных принципов, которые Чиаурели утверждал в большинстве своих фильмов и так прекрасно воплотил в «Клятве», он показал решающие моменты Великой Отечественной войны, но там он смог отразить их предельно лаконично, стремясь к тому, чтобы раскрыть главную тему фильма […]. В центре «Падения Берлина» — образ товарища Сталина. Он определяет драматическое и композиционное построение картины. Основой фильма является тема единства вождя и народа, которая скрепляет воедино это необычайно сложное произведение«.

МАНЕВИЧ И. Народный артист СССР Михаил Чиаурели. М., 1953.