Смотреть Отец Сергий (1917)

Главная

Следствие вели с... Леонидом Каневским

Криминальная Россия

Следствие ведут знатоки

Выступления Михаила Задорнова

Перейти на полную версию сайта





Одноклассники!



Смотреть Отец Сергий (1917)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube
Отец Сергий
(Князь Касатский)
Otets Sergiy 1918 Poster.jpg
Жанр

драма

Режиссёр

Яков Протазанов

Продюсер

Иосиф Ермольев

Автор
сценария

Александр Волков

В главных
ролях

Иван Мозжухин
Наталья Лисенко
Вера Орлова
Владимир Гайдаров
Николай Римский

Оператор

Николай Рудаков
Фёдор Бургасов

Композитор

Евгений Букке

Кинокомпания

Товарищество И. Ермольева

Длительность

112 мин.

Страна

РСФСР

Год

1918

«Отец Се́ргий» (1918) — немой художественный фильм Якова Протазанова по мотивам одноимённой повести Льва Толстого. Одно из выдающихся произведений досоветского кинематографа.

Сюжет

Молодой князь Степан Дмитрич Касатский (Иван Мозжухин) с благоговением относится к государю Николаю I (Владимир Гайдаров) и всячески ищет его расположения. Князь влюбляется в красавицу Мэри Короткову (В. Дженеева), не подозревая, что она любовница государя. Узнав правду, он переживает потрясение и встаёт перед необходимостью полностью пересмотреть свою жизнь. Князь отказывается от титула, уходит в монастырь и принимает постриг под именем отца Сергия. В монастыре жизнь кажется ему слишком суетной и подверженной соблазнам. В поисках душевного успокоения он становится отшельником. Через шесть лет на масленицу мимо его кельи проезжала весёлая компания, а с ней — красавица Маковкина (актриса Наталья Лисенко). Она решает на спор соблазнить отца Сергия и уговаривает друзей привезти её в три часа ночи к нему. Она просится в келью Сергия согреться и снимает намокшую одежду. Отец Сергий смущается, видя в этом происки дьявола. Маковкина отвечает, что она просто грешная женщина, и начинает соблазнять его. Сергий под предлогом удаляется в сени, где отрубает топором указательный палец левой руки, дабы «усмирить плоть». Маковкина видит кровь и молит о прощении. Уже через год она сама уходит в монастырь. Праведность отца Сергия привлекает к нему как верующих, так и светских бездельников, которым в охотку поиздеваться над затворником. Соблазны находят его и в уединении. Не в силах обрести покой и прийти к согласию со своей совестью, отец Сергий впадает в отчаяние и становится безымянным бродягой…

В ролях

  • Иван Мозжухинкнязь Степан Касатский — отец Сергий
  • Вера Дженеева — Мэри
  • Наталья Лисенко — Маковкина
  • Вера Орлова — дочь купца
  • Владимир Гайдаровцарь Николай I
  • Ольга Кондорова — графиня Короткова
  • Николай Пановотец Касатского
  • Иона Таланов — купец
  • Петр Бакшеев — молодой монах
  • Поликарп Павлов — привратник монастыря
  • Николай Римский — епископ

История создания

Впервые о намерении экранизировать повесть Толстого Протазанов заявил, ещё работая над постановкой «Пиковой дамы», а в 1916 году «Отец Сергий» был даже анонсирован в рекламе товарищества И. Ермольева. Однако в те времена постановка «Отца Сергия» была бы как минимум затруднительна, так как действовал цензурный запрет на изображение в художественных фильмах членов царской семьи и представителей духовенства.[1] Съёмки фильма проходили в середине 1917 — начале 1918 года. Во время съёмок Яков Протазанов заболел, и на некоторое время его подменял на съёмочной площадке сценарист Александр Волков. Фильм вышел на экраны 14 мая 1918 года. Премьера фильма состоялась в московском кинотеатре «Арс».

Значение и влияние

Иван Мозжухин и Вера Орлова в фильме «Отец Сергий»
  • Фильм имел значительный успех, ещё более упрочив авторитет Протазанова, как постановщика, и Мозжухина, как выдающегося актёра.
«По словам очевидцев, это был подлинный шок. Когда зажгли свет, несколько мгновений публика молчала и потом разразилась тем, что называют бурей аплодисментов. Это был своего рода результат десятилетней работы русского кинематографа над фильмом-экранизацией. И при сравнении „Отца Сергия“ с первыми простодушными фильмами-лубками и добросовестными иллюстрациями вырисовывается творческий итог той школы классической литературы, которую в кратчайший срок успело пройти русское кино.»

Н. М. Зоркая, «Русская школа экранизации: Серебряные девятьсот десятые»

  • Фильм был вывезен за рубеж вопреки запрету советских властей и пользовался там значительным успехом.
«Драма не драма, роман не роман, а сама жизнь, и кто видел эту картину, тот понимает, что это сильнее и драмы, и романа. Ведь искрящегося снега так, как видит его зритель, не нарисует и сам Толстой. Ни одна актриса не будет себя так вести, так искренно перед театральной публикой, как делает это Лисенко перед аппаратом. И на ленте остаётся более сильная правда, чем бывает на сцене. Радостно глядеть на такой фильм — произведение гениального художника. Тут сила Толстого и сила Мозжухина соединились.»

— Б.Лазаревский, газета «Кинотворчество» (Париж), 1924, № 2, стр. 18

  • В 1928 году, к столетию со дня рождения Льва Толстого, был осуществлён повторный выпуск фильма; однако демонстрация его в рабочих клубах была запрещена. Повторный выпуск вызвал бурную негативную реакцию советской идеологической прессы. Вот типичный пример тогдашних нападок на фильм:
«Показывать „Отца Сергия“ — это значит заведомо возбуждать интерес к церкви, к религии. Вместо того, чтобы к толстовским дням преподнести нашему зрителю крепкую советскую антирелигиозную фильму, Совкино, точно старьёвщик, разрыло кляузную рухлядь, демонстрируя её при помезной рекламе исключительно по торгашеским соображениям. Стыдно за Совкино… <…> Полтора часа приходится наблюдать за „переживаньицем“ Мозжухина, напоминающего игру провинциального актёра. Убогость постановки низводит картину на нет, делая её абсолютно никчемной.»

— «Долой с экрана „Отца Сергия“!» — газета «Кино», 1928, № 40, стр. 5.

  • В «Истории советского кино» (1969) сказано:

В фильме «Отец Сергий» при всех его несомненных художественных достоинствах повесть Толстого получила либерально-буржуазную трактовку, что сказалось в ограниченном толковании коренных пороков старого строя как «отдельных недостатков» царизма и буржуазного общества. Однако могучая сила толстовского реализма нашла выражение в лучших эпизодах картины.

— «История советского кино». Изд. «Искусство», М., 1969, т. 1, стр. 113. Раздел «Рождение советского кино», часть «Русское кино», глава 3.

Иван Мозжухин

Что сделало долговечной популярность таких звезд русского дореволюционного кино, как Вера Холодная, Иван Мозжухин, В. Полонский, В. Максимов? Картины с их участием давно легли в дальние углы фильмохранилищ, но книги, статьи о них выходят беспрерывно, и все новые поколения любителей кино пишут в журналы, просят рассказать о «королях» и «королевах» старых экранов.

Ответ не прост. Он требует социологического анализа, ибо почти каждая звезда дореволюционного кино была не только порождением рекламы, но и в известной мере воплощением общественных идеалов и мифов своего времени. Лишь очень немногие из них были при этом и большими, талантливыми актерами.

К числу последних принадлежал Иван Ильич Мозжухин. В отличие, например, от Витольда Полонского, чья слава в предреволюционные годы была не менее велика, Мозжухин не имел постоянного амплуа, переходящей из фильма в фильм актерской «маски». Он одинаково интересен был в драмах и фарсах, салонных комедиях и ярмарочных гиньолях. А подлинная слава пришла к нему после участия в самых крупных реалистических произведениях тех лет, где Мозжухину удалось создать психологически сложные человеческие характеры. Большое место в его репертуаре занимали экранизации русской литературной классики — от Пушкина до Чехова.

Слава пришла не сразу. Ему исполнилось 20 лет (родился в 1888, умер в 1939 г.), когда он дебютировал в кино. До этого были пензенская гимназия, театральный кружок и брошенный на полпути юридический факультет. И короткий, но бурный период скитаний по провинциальным театрам. Вероятно, он прославился бы и в театре: его одаренность не вызывала сомнений. Но «нашел» он себя в кино. Объяснить это можно отчасти и тем свойством его внешности, которое чуть позже стали называть фотогеничностью. Худощавый, среднего роста, несколько большеносый и в жизни совсем не видный; на экране он и без грима поражал яркой мужской красотой, статью, обаянием. В салонных драмах он впечатлял умением одними глазами передать «бездну страданий одинокой души», как писал по поводу «Женщины завтрашнего дня» рецензент «Проэктора».

Мозжухин сыграл до революции в 70 фильмах, в том числе в экранизации «Пиковой дамы» (1916 г.), осуществленной Яковом Протазановым. То было этапное произведение русского раннего кинематографа, по культуре режиссуры, мастерству съемок и актерской игре свободно выдерживающее сравнение с любым зарубежным боевиком той поры. Мозжухин показал Германа с характером «демонически-эгоистическим» (В. Белинский), показал как личность страстную, сильную, но погубленную духом стяжательства.

Зрителей и специалистов тех лет поразило умение актера без слов — жестом, взглядом, точно рассчитанной паузой, живой мимикой передать непростой внутренний мир человека, решившего разом покончить с бедностью и бесперспективностью и оказавшегося в тупике своего безумия. Большим успехом пользовалась его роль Николая Ставрогина в экранизации «Бесов» Достоевского.

Однако полностью актерские возможности Мозжухина раскрылись в «Отце Сергии» (1918 г.). Рассказанная Л. Толстым история блестящего князя Касатского, увидевшего неправедность мира сего и сменившего в своем правдоискательстве придворный мундир сначала на монашескую рясу, а затем на рубище бродяги, была в чем-то созвучна эпохе всеобщей ломки. Мозжухин показал своего героя на протяжении его долгой жизни: от мальчишки-кадета до оборванного старика, бредущего по этапу в Сибирь. А между этими крайними обстоятельствами был и гвардейский офицер, снедаемый честолюбием, и обманутый жених высокопоставленной любовницы, и искушаемый соблазнами монах. И каждый облик выражал сложное душевное состояние, с удивительным мастерством воссозданное актером.

У «Отца Сергия» оказалась счастливая судьба: еще и сегодня его смотрят с интересом и раздумьями.

После революции Мозжухин оказался на чужбине. Он продолжал сниматься во Франции, Германии и Италии. Поначалу он имел успех» высокие гонорары, приглашения из Голливуда. Но все это как-то незаметно растаяло, и умер этот недавний кумир, потерявший родину, в одной из парижских богаделен, в бедности и безвестности.

Историк кино М. Алейников и режиссер А. Разумный, встречавшие в конце 20-х годов Мозжухина в немецких студиях, рассказывали, что уже тогда он был озлобленным, вечно пьяным человеком. В каждом слове слышалась неизбывная ностальгия — болезнь, как известно, неизлечимая.

Можно понять, что его подкосил не приход звука в кино: он свободно говорил по-французски, обладал красивым голосом. Беда была в ином — в ощущении утраты почвы, на которой возрос и расцвел его талант.

Он был первым большим реалистическим актером русского кино и даже во Франции оставался им, снимаясь с подлинным успехом лишь в фильмах «русского стиля». Именно как первый большой актер младенческих лет русского кино он и вошел в его историю.

Р.Соболев
«Советский экран» № 9, 1974 год

У окна стоял высокий, стройный человек в солдатской шинели, это был Протазанов. […]

Протазанов посоветовал перечитать «Отца Сергия» и завтра же приехать на фабрику для разговора о сценарии.

[…] на следующее утро я пришел к Я. А. Протазанову, в кабинете у него уже сидели художники кинокартины «Отец Сергий» — В. Баллюзек и Н. Лошаков. Шли споры. Как я понял, художники были разных творческих устремлений, и режиссер старался помирить их. Протазанов, познакомив меня с художниками, показал мне несколько эскизов декораций и костюмов. Когда Баллюзек и Лошаков ушли, Протазанов спросил, нравятся ли мне эскизы. Я только бегло успел посмотреть некоторые из них, но больше мне понравились эскизы Лошакова. Баллюзек резко отличался от него по манере, сразу же мне вспомнились иллюстрации Александра Бенуа к «Пиковой даме». Протазанов, улыбаясь, сказал:

- В противоречиях выявляется истина. А в данном случае эта истина лежит посередине — Баллюзек более формалистичен, это у него от импрессионизма, ну, а Лошаков правоверный поклонник Репина, Васнецова…

Узнав, что я внимательно вчитался в «Отца Сергия», и видя, что я не понял еще, чем привлекает его экранизация этой повести, Протазанов передал мне две большие тетради разного формата — это были литературный и режиссерский сценарии:

- Прочтите, и вам будет более понятен путь, которым я пришел к решению этой, я вполне сознаю, ответственной задачи. […]

Два часа просидел я в кабинете Протазанова, знакомясь со сценарной грамотой.

[…] в тот же день я вновь встретился с Протазановым. Разговор шел о сценарии.

ИВАНОВСКИЙ А. Воспоминания кинорежиссера. М., 1967.