Смотреть Девушка с характером (1939)
Главная
Следствие вели с... Леонидом Каневским
Криминальная Россия
Следствие ведут знатоки
Выступления Михаила Задорнова

Перейти на мобильную версию сайта





Одноклассники!

Смотреть Девушка с характером (1939)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения. Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.

Девушка с характером
Девушка с характером.jpg
Жанр

комедия

Режиссёр

Константин Юдин

Автор
сценария

Геннадий Фиш
Иосиф Склют

В главных
ролях

Валентина Серова
Эмма Цесарская

Оператор

Тимофей Лебешев

Композитор

Даниил Покрасс
Дмитрий Покрасс

Кинокомпания

«Мосфильм»

Длительность

87 мин.

Страна

СССРFlag of the Soviet Union (1923-1955).svg СССР

Язык

русский

Год

1939

«Девушка с характером» — комедийный художественный фильм режиссёра Константина Юдина.

Первые роли в кино Михаила Глузского и Анатолия Соловьева.

Сюжет

В поисках истины и возможности наказать директора-бюрократа Мешкова, развалившего работу в некогда преуспевающем дальневосточном зверосовхозе, лучшая работница хозяйства Катя Иванова отправляется в райцентр. По пути на станцию Кате удаётся поймать и сдать пограничникам диверсанта. Затем она без билета едет поездом писать жалобу, поэтому ей приходится работать официанткой в вагоне-ресторане и попадает в Москву. В поезде Катя знакомится с краснофлотцем Сергеем, но по прибытии в Москву они теряют друг друга. Катя устраивается продавщицей в магазин мехов, после — на фабрику граммофонных пластинок. При этом она активно агитирует девушек-коллег по работе ехать на Дальний Восток. Сергей долго разыскивает Катю, и поиск завершается успехом. Тем временем жалоба Кати рассмотрена, и она назначена новым директором совхоза, вместо уволенного Мешкова. Катя, её подруги и Сергей едут на Дальний Восток.

В ролях

Валентина Серова и Александр Жуков в фильме «Девушка с характером»
  • Валентина Серова — Катя Иванова, работница дальневосточного зверосовхоза
  • Эмма Цесарская — Екатерина Иванова, жена командира
  • Андрей Тутышкин — Сергей Берёзкин, краснофлотец
  • Павел Оленев — Бобрик, директор мехового магазина
  • Пётр Репнин — Цветков, директор фабрики граммофонных пластинок
  • Всеволод Санаев — Сурков, лейтенант милиции
  • Александр Антонов — Мешков, директор зверосовхоза
  • Александр Жуков — кондуктор экспресса
  • Сергей Блинников — заведующий вагоном-рестораном
  • Михаил Румянцев («Карандаш»)официант
  • Михаил Глузский — пограничник
  • Анатолий Соловьёвкрасноармеец
  • Николай Арскийслужащий в наркомате
  • Владимир Дорофеев — егерь
  • Никита Кондратьевфотокорреспондент
  • Галина Кравченко — мама потерявшегося ребёнка
  • Иван Лобызовский — комсорг фабрики грампластинок
  • Иона Бий-Бродский — любитель пива в вагоне-ресторане

Съёмочная группа

  • Авторы сценария: Геннадий Фиш, Иосиф Склют
  • Режиссёр-постановщик: Константин Юдин
  • Оператор: Тимофей Лебешев
  • Композиторы: Даниил Покрасс, Дмитрий Покрасс
  • Художник: Георгий Гривцов
  • Костюмер: М. Жукова
  • Звукооператор: А. Горнштейн
  • Звукооформитель: В. Ладыгина
  • Ассистент режиссёра: М. Калугин
  • Ассистенты оператора: С. Галадж, А. Королёв
  • Монтажёр: Лев Фелонов
  • Помощники режиссёра: Ф. Левшина, В. Слонимский
  • Рирпроэкция (комбинированные съёмки, орфография 1939 года) —
    • оператор: Борис Арецкий
    • директор группы: Н. Поль

Интересные факты

  • Съёмки одного из эпизодов фильма проходили на Кратовской детской железной дороге.
  • В фильме впервые звучит ставшая потом знаменитой песня «На Дальний восток» (музыка братьев Покрасс, стихи Евгения Долматовского) в исполнении Эммы Цесарской и Валентины Серовой.[2] На мотив этой песни позже исполнялась «Коричневая пуговка».

Фильм «Девушка с характером» я смотрел еще ребенком. Хорошо помню минуту леденящего ужаса, когда по дороге на вокзал, чтобы ехать в Москву, она вдруг столкнулась со шпионом. Он спокойно появился из лесу и пошел рядом с ней, расспрашивая дорогу в какое-то ближайшее село. По наивности своей он думал, что делает все, как надо, и не вызовет подозрений. А между тем все кричало в нем, взывало: «Чужой!» Он был непомерно длинен, сутул, нахохлившийся в нелепой позе, у него была странная, колченогая походка, лошадиное, вытянутое, окаменелое лицо и нерусский, нечеловеческий голос. Казалось бы, на что могли надеяться начальник разведшколы и руководитель операции, забрасывая за кордон такого неподготовленного агента? Но эта профессиональная логика отключалась от тогдашних картин. Готовил кто шпионов или нет, они были неискоренимы, как стихийное бедствие, как саранча, как болотная нечисть. У нечистой силы своя примитивная логика. Ей кажется, что она вполне удачно выдает себя за человека. А не вышло — успеет ухватить собеседника и нырнуть в ближайшее болото. Наконец, может просто расточиться, развеяться... Но и это не удавалось им, ха-ха! Бдительные чекисты-ежовцы вылавливали их десятками, сотнями при помощи юношей и девушек с характером и без.

Тридцатые годы — время больших метафор. Метафоры калечили судьбы, стреляли, затачивали скальпель. На публичном процессе без единого документа, без вещественных доказательств, без экспертиз обвиняемые охотно, попивая чаек, каялись в самых ужасных и самых тайных преступлениях. Чем не бесы перед Крестом животворящим? А чтобы пуля в затылок никому не показалась чрезмерностью, следовало снова обратиться к метафоре: «Взбесившихся псов — расстреливать всех до одного!» Пса пристреливать не так жалко, как человека, а взбесившемуся — туда и дорога. От метафоры «вождя и учителя» росли, с одной стороны, образы «корифея всех наук», «светоча человечества», а с другой — «великого кормчего», «гениального стратега», «фельдмаршала пролетарских сил», что окончилось вполне реальными погонами генералиссимуса. «В бессильной злобе» «недобитки всех мастей» «не жалеют своей агентуры» «в гнусном стремлении вбить клин между нашими дружными классами». На что они могли надеяться? Когда между нашей партией, «честью и совестью эпохи», и оболваненным ею, запуганным, полупосаженным народом буквально не пройдет волосок. А они, враги, ни на что и не надеются. Просто приходят погибать. Просто затекают за границу, на нашу территорию, как один вид энергии, чтобы погибнуть, аннигилироваться в другом. Еще метафора — буржуазные мотыльки летят на огонь (скажем, на тюремный фонарь в Бутырках), бывший факелом свободы в руках у Белинского и Герцена.

Человек без метафорического мышления способен тронуться на фильме «На границе» (1938), где крохотная речка отделяет стан колхоза «Светлый путь» от деревеньки, где обитают эмигранты, «недобитки» какого-то атамана. Дело в том, что над колхозом сияет ярчайшее солнце, а в эмигрантской деревеньке все пасмурно, хмуро, сумеречно. Японские благодетели из контрразведки, не зная правил конспирации, прямо на общем собрании односельчан ведут вербовку: «Пойдешь за кордон? Получай сумму. Не пойдешь? Пеняй на себя». Им, японцам, для загадочной цели надо захватить советский мост. Ну и рванулись бы, не мешкая. Нет, уже тревога, уже канонада, уже резервы спешат на помощь, а капитан Нумата все домогается у солдата какого-то мифического «пропуска». Кому ты его предъявишь, если идет плотный огонь? И кем, кстати, должен быть часовой, если он по чужому пропуску пустит на мост роты самураев?.. Чепуха! Это опять доводы профессии. Метафорические и мифологические доводы совсем иные: они заставляют, а мы не подчиняемся, они угрожают, а мы спокойно возьмем кусок пирога со свадебного, опоганенного стола и скажем задумчиво: «Пирог, Маша, очень удался». После чего ляжем носом в тарелку от удара прикладом. Главное, что мы не подчиняемся ни с пропуском, ни с чем другим.

На первый взгляд элементарный плакат. Тебе твердят, что враг безжалостен, он нападает на тебя в разгар твоего праздника, он будет мучить тебя, он будет издеваться над твоей невестой (редкая по откровенности — для тех времен — сцена насилия тоже, конечно, плюсовала свой шоковый эффект с общим ощущением гнуснейшей дьяволиады). Но плакату необязательны мистические обертоны. А здесь они в избытке. Жених, поднятый тревогой из-за свадебного стола, в вышитой рубашке, а не в гимнастерке бежит на свой пост, перезаряжая винтовку на ходу. Вот он на той же суматошной скорости скрылся в кустарнике... Секунда, другая... Он появляется, пятясь, медленно, по миллиметру, будто играет с кем-то в страшноватую игру. А следом за ним — тридцать молчаливых штыков, тоже необыкновенно медлительных. Порывиста? Оля будет застигнута на пороге хаты, и — тот же рисунок: она выбежала, она медленно пятится спиной, а перед ней — штыки, штыки, штыки...

Хотя, строго говоря, и одного ствола было бы достаточно. И, с другой стороны, от нападающих вправе ожидать быстрых действий.

Павел Кулагин из фильма «Партийный билет» — сын кулака, убийца секретаря комсомольской ячейки, а кроме того, шпион зарубежной разведки. Полный набор! Главные пункты знаменитой 58-й! Но режиссеру Ивану Пырьеву и этого мало. Метафорически расширяя понятия «враг», «чужак», он пользуется любой возможностью, чтобы намекнуть: Павел — пришелец оттуда. Вспомните: он возникает из ночной тьмы и, прежде чем попасть на палубу праздничного корабля, изукрашенного первомайской иллюминацией, срывается в воду. Вода и тьма — это их стихия, сатанинская. Той же ночью чистый комсомолец Яша встретил его, бездомного, в парке и отвел в заводское общежитие. И не обратил внимания чистый комсомолец, что он там делал, под деревом. А Павел под деревом ел... Что бы вы думали? Бутерброд? Вареную картофелину? Яичко вкрутую? Консервы из банки? Колбасу? Как бы не так! Он ел рыбу, должно быть, сухую воблу, раздирая ее на части руками и зубами. Тот, кто внимательно вгляделся бы в него сейчас, возможно, вспомнил бы, что целый сюжетный цикл народных сказок на разных языках мира обозначен учеными как «повествование о лесном супруге».

Мало этих подсказок? Присмотритесь к его первой встрече с Аней наедине. Общественница Аня на большом ватмане раскладывает стенгазету, Павел под окном напевает романсы под гитару. Вдруг мгновенно собралась гроза. Спасаясь от дождя, Павел входит не в дверь, а в окно, под грохот грома, под сверкание молнии. И вихрем взметнуло заметочки с ватмана — аллегория взметенного и взбаламученного внутреннего мира Ани. И этого мало, чтобы понять, что перед нами нечистый?

Все мечты гнусного Павла связаны с поступлением в партию. В анкетах он скрыл, что сын раскулаченного. Ане, уже жене, объяснил, что с одиннадцати лет не живет с отцом-мироедом и не имеет с ним ничего общего. Анна в волнении: так-то оно так, но как можно что-то скрывать от партии, пусть даже мелочь?.. В обеденный перерыв она хочет посоветоваться с Яшей. Павел затравленно озирается - ничто, казалось бы, его не спасет. Но нет, рванул рубильник, рванул еще раз!.. Вспыхнуло пламя. Авария. Пожар. Полуобгорелого Павла несут в автобус «скорой помощи», он дарит на прощание Ане и Яше взгляд через пропасть, взгляд невыносимой боли с той стороны… Одним словом, взгляд саламандры, невредимо проходящей через огонь.
Эйзенштейн указывал, что наивысокий, интеллектуальнейший уровень художественного мышления иногда проявляет себя в формах варварских, примитивных, доисторических. В данном случае все проще: для нужд пропаганды использовались приемы часто мифологические с опорой на наш подсознательный уровень мышления.

В. Демин
«Советский экран» № 18, 1990 год

Память – дама капризная, можно сказать, «девушка с характером». Если ты на виду, тебя помнят и любят, но как только твоя тень исчезает в глубине десятилетий, о тебе перестанут вспоминать и вскоре с трудом будут запоминать вновь открывшуюся им личность. Таков удел тех, кто сделал многое, но с меньшей помпой, чем другие. И это не в последнюю очередь касается кинематографа.

Что мы знаем о кино 30-50х годов? Современная молодежь о тех временах может судить лишь по сериалам сомнительного качества, вроде «Утесова» или «Звезды эпохи», которые крутят регулярно по первым каналам нашего измученного Отечества. А ведь в эпоху репрессий и войны были великие картины, и среди них много кинокомедий: «Волга-Волга», «Веселые ребята», «Сердца четырех»… В Америке, как вы помните, тоже в те годы выходило сотни комедий и мюзиклов, потому как всем хотелось забыть про реалии Великой Депрессии. И через зеркало океана и строя в Советском Союзе отразилось такое же состояние души – стремление смеяться сквозь слезы (а нашим-то соотечественникам и не привыкать жить иначе), под тяжелой рукой «отца всех народов», который сам очень любил кино (за эти познания спасибо Кончаловскому и его «Ближнему кругу»).

Многие помнят имена Сергея Эйзенштейна и Григория Александрова, Александра Роу и Александра Довженко, Ивана Пырьева и Михаила Ромма. Но не каждый знаток знает фамилию русского режиссера Константина Константиновича Юдина, хотя его великолепные картины любят все, кто знаком с кино прошлых лет. В прошлом году 8 января незаметно прошел его юбилей – 100 лет со дня рождения, что очень странно, если учитывать, сколько поколений зрителей выросло на его бессмертных «Сердцах четырех» и «Девушке с характером».
Судьба Юдина с кино была связана не всегда. Константин Константинович очень долго шел к кинокамере. В 1919-22 гг. служил в Красной Армии, затем поступил на службу в «Союзпечать», где проработал до 1926 года. Впервые он соприкоснулся с миром кинематографа, устроившись во Всероссийский фотокиноотдел. Почувствовав вкус кинопленки, он сделал еще один решающий шаг – перешел в контору проката при Госкино. А там – рукой подать до ВГИКа, чей режиссерский факультет Юдин окончил в 1932 году. В кино Константин Константинович начинал помощником и ассистентом режиссера на киностудии «Мосфильм», сначала при Борисе Юрцеве («Любовь Алены», «Мяч и сердце»), а затем и при самом Григории Александрове («Волга-Волга»). Поработав с мастерами экрана начинающий режиссер решил ставить картины сам. Еще в 1927 году он снял хроникально-документальный фильм «Красный Крым», где попробовал свои силы. Но его страстью было игровое кино, к которому он вскоре и обратился.

Приобретя при работе с Александровым комедийный опыт, Юдин решил обратиться к комедийному жанру, хотя его первоначальные намерения касались реалистического кино. В профессии режиссера его привлекала возможность не только показывать жизнь, но и активно воздействовать на психологию зрителя, вести его по новому пути. Но, как оказалось, он не изменил своему взгляду. Ведь один из самых действенных способов воздействия на человека – это юмор. Когда в 1938 году он начинал работу над своей первой комедией «Девушка с характером», в кинематографических кругах спорили о разнообразии комедийных жанров. До сих пор снимали только музыкальные кинокомедии, в которых главной составляющей являлись легко запоминающиеся песни героев. Эта традиция появилась с легкой руки Александрова после «Веселых ребят», и никто не смел обращаться к другим проявлениям юмора: сатире, комедии положений, эксцентрике. Юдину же не хватало характеров, и при написании сценария он избавился от музыкального излишка и вывел на первый план именно героев, а не их замечательные песни. Так родилась легендарная «Девушка с характером». Конечно, большой удачей оказались выбранные им актеры. Катю Иванову первоначально должна была играть Евгения Мельникова, но Судьба распорядилась по-своему и на съемочной площадке появилась девятнадцатилетняя Валентина Серова, для которой эта роль стала визитной карточкой. В советском кинематографе, привыкшем к милым улыбчивым барышням, еще не было такой решительной и резковатой героини, как Катя Иванова. А об эпизодических персонажах в этом фильме существует небольшая легенда. Когда эту комедию увидел великий Эйзенштейн, учитель Юдина, он долго смеялся над толстой дамой, за которой прячется Катя от милиционера, и не переставал расспрашивать, где ее нашли… В картине свои первые роли сыграли Михаил Глузский и Анатолий Соловьев. Режиссер наполнил фильм яркими бытовыми деталями, остроумными шутками на «злобу дня», которые были понятны его современнику. Правда, критики постарались заклеймить картину, выразив мнение, что в ней слишком много «случайностей». Режиссер же был уверен –«случайность в комедии закономерна», и для этого существуют примеры из фильмов Чаплина.

В Великую Отечественную Юдин вместе с Борисом Чирковым создал запоминающийся агитационный образ «Антоши Рыбкина». Впервые этот образ появился в новелле киноальманаха «Боевой киносборник № 3» в 1941 году, а затем ему был посвящен отдельный фильм, в котором нельзя не заметить явную перекличку с чаплиновским «Великим диктатором» (сцена с переодетым в нацистскую форму главным героем впоследствии стала чуть ли не избитым штампом). В 1941 году режиссер создал и свою вторую знаковую комедию –«Сердца четырех», которая вышла в прокат лишь ближе к финалу войны, в январе 45-го. В этой блистательной музыкальной комедии, наполненной бытовыми деталями и яркими характерами, вновь блеснула Валентина Серова вместе с Евгением Самойловым, Людмилой Целиковской и Павлом Шпрингфельдом.

По окончании Великой Отечественной Константин Константинович после комедии «Близнецы» с Михаилом Жаровым, Людмилой Целиковской, а также юными Верой Васильевой и Светланой Немоляевой, обратился к героической тематике. В картине «Смелые люди», рассказывающей о работниках коневодческого завода, организовавших в тылу врага партизанский отряд, главную роль сыграл харизматичный Сергей Гурзо. Его герой не выглядит схематичным, как Алексей Чадов в «Серко» французского режиссера Жоэля Фаржа, завоевавшем специальный приз на фестивале «Кино Крыма» в прошлом году. В отличие от образных и ярких «Смелых людей» (за цвет картина получила приз на Карловарском кинофестивале), «Серко», рассказывающий о подвиге казака Дмитрия Пешкова, который в девятнадцатом столетии доехал верхом на своем коне, в честь коего и назван фильм, от Благовещенска до Петербурга за 194 дня, страдает ощущением «клюквы» и лубочностью. Хотя конь хорош!

Но вернемся к Юдину. Отойдя от комедийного жанра, принесшего ему популярность у зрителей и признательность властей (Лауреат Государственной премии СССР (1951), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1954)), и создав еще один героический фильм – «Застава в горах» с Владленом Давыдовым и Сергеем Гурзо, он обращается к классике. В «Беззаконии» по Чехову он прочувствовал способ экранизировать Чехова, задействовав театральных актеров. И уже следующая его экранизация - «Шведская спичка» - является одной из лучших среди перенесенных на экран произведений Чехова. Все актеры, выбранные режиссером, абсолютно точно совпали с персонажами, а их имена являются достоянием театра: Алексей Грибов, Михаил Яншин, Андрей Попов… Третья же экранизация Юдина закрепила за ним статус великолепного адаптатора литературных и театральных произведений для кино. Картина «На подмостках сцены» снята по водевилю Ленского «Лев Гурыч Синичкин», и в ней блистательно сыграл Василий Меркурьев.

В 1956 году Константин Константинович обращается к истории цирка в картине «Борец и клоун», рассказывающей о судьбе клоуна-дрессировщика Анатолия Дурова и борца Ивана Поддубного. Но он не успел завершить этот фильм. 3 марта 1957 года его не стало, а его незаконченную картину завершил Борис Васильевич Барнет, мастер, поставивший одну из самых лучших шпионских лент «Подвиг разведчика». А теперь мы даже не знаем, кто снял эти все замечательные фильмы, которые так редко показывают по ТВ. Эта «девушка с характером» пытается увлечь нас современными поделками, которые канут в небытие гораздо быстрее, чем бессмертные ленты Александрова, Барнета, Пырьева, Юдина и многих других по-настоящему гениальных режиссеров…

[…] в конце 30-х годов, когда преобладающим комедийным жанром стала музыкальная комедия, ее принципы оказывали сильное влияние на многих сценаристов-комедиографов. Характеры героев в таких сценариях были нарисованы очень условно и целиком подчинены выражению основной, заранее взятой темы-идеи, чаще всего актуальной и злободневной. […]

Примерно в духе музыкальной комедии или в манере близкой к ней комедии положений был написан и первоначальный вариант сценария "Девушка с характером", к работе над которым приступил Константин Юдин. Когда сценаристу Геннадию Фишу говорили, что у его героини нет характера, он спрашивал: "Но нужны ли вообще характеры в комедии положений? По-моему, они должны даваться там полумасками..."

Сценарист считал, что образам, которые он (вместе со своим соавтором И. Склютом) схематично наметил, "необходимую жизненную законченность" придадут актеры. Юдин, увидевший в первоначальной схеме возможность создания комедии характеров, не согласился с этим. Сценарий был в корне переработан по линии четкого выявления характера главной героини. […]

Успех фильма был обусловлен удачей централь¬ного образа, который в исполнении В. Серовой, впервые снимавшейся в кино, получился на ред¬кость для комедии жизненным и достоверным. Раз¬личные черты, которыми наделена героиня, не су¬ществуют сами по себе, как это нередко бывает, а складываются в единый законченный образ, где каждая сторона связана с другой, зависит от нее, где недостатки являются продолжением достоинств. […]

Несколько условные, водевильного типа ситуа¬ции, сюжетные ходы и всякие недоразумения, в отличие от традиционной комедии положений, здесь интересны не сами по себе, а как средство — хотя и условное, а значит, и не совсем в духе комедии характеров — более полного и глубокого раскрытия черт характера героини. […]

Большое место в фильме занимают московские пейзажи. Режиссер считал необходимым для создания атмосферы фильма "показать реконструированную Москву с широкими улицами, просторными площадями, новыми сооружениями".

В фильме все проникнуто солнцем, светом, жиз¬нерадостностью, фотография сочная, яркая и ве¬селая. Некоторые критики усматривали в ней даже "елочный блеск", а окрашенные в серебристый цвет "эмочки" сравнивали с мельхиоровым чайни¬ком. Но для веселой комедии о молодости такая "приподнятость" в освещении вполне оправданна и необходима, ибо комедия вообще требует чистой, светлой фотографии. Документально, синхронно записанный шум московских улиц хорошо пере¬дает ощущения человека, впервые или после дол¬гого отсутствия попавшего в столицу. […]

ДОЛЫНИН Б. Константин Юдин. М., 1961