Смотреть Братья-разбойники (1911)
Главная
Следствие вели с... Леонидом Каневским
Криминальная Россия
Следствие ведут знатоки
Выступления Михаила Задорнова

Перейти на мобильную версию сайта





Одноклассники!

Смотреть Братья-разбойники (1911)

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Режиссер: Василий Гончаров
Сценарист: Василий Гончаров
Оператор: Александр Рылло
Продюсер: Александр Ханжонков
Производство: А.ХАНЖОНКОВЪ
Год: 1911
Актеры: Арсений Бибиков, Иван Мозжухин, Василий Степанов (II), Долинина, Александра Гончарова
Жанр: экранизация

Сцены из поэмы А.С.Пушкина.
Выпуска на экраны не было. Фильм сохранился без надписей.

Фильмы демонстрируются на основании стандартной лицензии Youtube

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения. Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.

Разгадываем тайну века – за что поэт прославил зэков?


«...Истинное происшествие подало мне повод написать этот отрывок. В 1820 году, в бытность мою в Екатеринославле, два разбойника, закованные вместе, переплыли через Днепр и спаслись. Их отдых на островке, потопление одного из стражей мною не выдуманы».
(письмо к П.А.Вяземскому от 11 ноября 1823 г.)


Пошел по следaм и слёг
Считается, что поэму «Братьев разбойников» Пушкин задумал во время своего пребывания в Екатеринославе в мае 1820 года, став свидетелем описанного в ней побега. Правда, одно время в научных кругах бытовала версия, игнорирующая личное признание поэта, будто сюжет был связан с побегом двух разбойников из кишиневской тюрьмы. Ее утверждал даже такой известный исследователь жизни Пушкина, как Д. Благой.
Но, в конце концов, победила истина, и Екатеринославский источник поэмы ныне уже никем не оспаривается.
Кем же были бежавшие братья-разбойники? С легкой руки Григория Мекленбурцева, пасынка князя А.Н. Аслан Гирея, бывшего крымского хана, - они были отождествлены с побочными сыновьями помещика Засорина, нажитыми от крепостной крестьянки и бывшими известными крестьянскими бунтарями. Причем жизненный путь одного из них до деталей напоминает биографию Устима Кармалюка, в феврале-марте 1830 года тоже отведавшего, под именем Павла Богданова, прелести Екатеринославской тюрьмы, перенесенной тогда на место, где теперь располагается начало улицы Савченко.
Пушкин нигде не обмолвился, что лично видел побег. Не исключено, что, как упоминают историки, о происшествии поэту рассказали на обеде у вице-губернатора Шемиота. Пушкин заинтересовался и на другой день съездил, как говорится, на место преступления. Пытаясь повторить путь братьев к острову, застудился и слег с сильным жаром. Эта простуда, собственно, и послужила причиной преждевременного, с разрешения попечителя Конторы опекунства Новороссийских иностранных поселенцев генерала И.Н. Инзова, отъезда ссыльного поэта из Екатеринослава (5 июня) вместе с проезжавшим через город и державшим свой путь на Кавказ генералом Н. Раевским.
А екатеринославцам остались строки:

«Река шумела в стороне,
Мы к ней - и с берегов высоких
Бух! поплыли в водах глубоких.
Цепями общими гремим,
Бьем волны дружными ногами,
Песчаный видим островок
И, рассекая быстрый ток,
Туда стремимся».

Каторжники хорошо плавали
Исследователь Михаил Шатров (Штейн) в книге «Город на трех холмах» (1965) называет местом побега главный острог Екатеринослава, который находился тогда на Острожной площади (где сейчас театр оперы и балета). Это были четыре массивных корпуса у Днепра. Правда, река этом месте уж очень не похожа на описанную в поэме.
Не высок, а полог днепровский берег вблизи того острога, и тих, а не шумен Днепр в этих местах. И не островок, а широкая песчаная коса, памятная старшим поколениям днепропетровцев, пролегала здесь в сотне метров от правого берега... За ней — широкая синяя дорога основного днепровского русла и далекий, манящий спасительной лесной чащобой левый берег. Чтобы отважиться одолеть рукав, да еще в условиях погони, нужно быть отличными, сильными и мужественными пловцами.
Гораздо более похоже выглядела местность в Мандрыковке, где, как предполагают, поселился Пушкин в одной из хатенок «Цыганского кута»: тут и берег круче, и река шумливая, порожистая.
Григорий Мекленбурцев пишет: «В Мандрыковке, близ Днепра, находилась тюрьма, из которой во время пребывания Пушкина бежали два брата арестанта, побочные дети помещика Засорина, о которых Александр Сергеевич и написал известную поэму «Братья-разбойники». Ныне усадьба принадлежит г. Кулабухову, у которого и имеются на все изложенное данные» («Приднепровский край», 1899, 6 февраля, № 392).

Разбойники бежали из Мандрыковки?
Вокруг усадьбы, где жил поэт, простиралась широкая заросшая луговая степь, с тремя ветряными мельницами вдали. Вблизи Станового острова в 80-90 метрах от берега находилась отмель. Становой остров (позже – Воронцовский, так как его владельцем стал граф Воронцов-Дашков) был покрыт лесом, а рядом раскинулись мелкие безымянные острова и Серебряная коса. Скалистые берега Днепра были покрыты кустарниками, крутые спуски среди больших валунов вели к берегу. Побег в таких условиях был куда более реальным. А более узкий рукав реки и наличие островков существенно облегчали дело.
Впрочем, поэт и не утверждал, что братья сбежали именно из тюрьмы. Побег был совершен во время того, как
«По улицам однажды мы,
В цепях, для городской тюрьмы
Сбирали вместе подаянье».

А во время «кормления» этап мог оказаться у мандрыковской слободы, где остров подходит к берегу совсем близко.
Интересно, что после своего удачного побега братья Засорины возглавили одно из наиболее мощных крестьянских восстаний, которые во время пребывания в городе Пушкина буквально трясли екатеринославскую губернию. Это восстание было самым масштабным после Пугачевщины 1773-1775 гг. Дело в том, что в 20-х годов XIX в. Новороссия и Бессарабия были местами, куда, после их завоевания царским правительством, хлынули тысячи крепостных крестьян, бежавших от своих помещиков. На попытки правительства частью закрепостить беглых на новых местах, а частью вернуть к прежним владельцам, — крестьяне ответили как крупным восстанием в Екатеринославской губернии (свидетелем которого стал Пушкин), так и многочисленными разбоями, терроризировавшими помещиков десятки лет. Вся губерния была наводнена войсками. В самом Екатеринославе тюрьмы были переполнены. Ну а после этого неугомонные братья подняли восстание на Дону.
Странным является то, что, написав поэму, Пушкин сжег ее, чего ни до того, ни после никогда не делал со своими произведениями. Остались лишь отдельные главы и общий план. Этой загадке, к сожалению, уже никогда не быть разгаданной. Но и оставшаяся глава об екатеринославской вольнице стала своеобразным идеологическим гимном декабристов.

Комментарий специалиста
На вопрос корреспондента «КП» о том, где же располагались екатеринославские тюрьмы, ответил кандидат искусствоведения Сергей Ревский:
- Главный корпус Екатеринославской тюрьмы занимал целый квартал между нынешними проспектом Карла Маркса и улицей Ленинградской. Эту площадь ранее называли Качельной, затем - Острожной. Потом, в середине 1820-х годов, здание тюрьмы перенесли на улицу Савченко – там, где сейчас стоит шестиэтажный дом №6. На Мандрыковке же никакой тюрьмы не было. Видимо, тут вкралась ошибка.

Из истории вопроса
После строительства Днепродзержинской плотины в 1960 г. вода затопила мелкие островки и косу, на которой делали передышку братья-разбойники. Нынешняя отмель, тянущаяся вдоль Гребного канала, намыта в 70-х годах. Так что местность полностью изменила свой вид.